«Ситуация с правами граждан на свободу объединений» - Совещание по Человеческому Измерению. БДИПЧ ОБСЕ-2016

Правозащитное движение «Бир Дуйно Кыргызстан» констатирует, что за 25 лет независимости, гарантированные Конституцией права граждан систематически попираются и подвергаются нарушениям, а
Правозащитное движение «Бир Дуйно Кыргызстан» констатирует, что за 25 лет независимости, гарантированные Конституцией права граждан систематически попираются и подвергаются нарушениям, а государство, будучи ее гарантом, не отвечает и не выполняет свои обязательства по защите прав своих граждан. За последние три года парламентарии и Правительство Кыргызской Республики инициировали ряд законодательных инициатив, направленных на сужение политического пространства гражданского общества. Многие из этих инициатив продиктованы процессом сближения с Россией, интеграционными процессами вхождения в Таможенный союз и ЕАЭС, в связи с чем идет копирование российского законодательства, направленного на подавление гражданского общества и преследование правозащитников.
Использование языка вражды в отношении неправительственных организаций значительно активизировалось за последние годы. По заключению «Школы миротворчества и медиа-технологий» в медиа-поле «в 4% случаев ЛГБТ являлись мишенями ненависти за отчетный период», 2,4% и 2,3% враждебных посылов было направлено на США и местные НПО, соответственно[1].
Кыргызстан ратифицировал большую часть Конвенций ООН и факультативных протоколов к ним, касающихся прав человека, но не выполняет свои обязательства. Из 664 рекомендаций, озвученных договорными органами ООН в отношении Кыргызстана, в том числе по необходимой защите правозащитников, ни одна не была выполнена[2]. Сокращение финансирования и уход донорских организаций из Кыргызстана также отражаются на деятельности гражданских организаций и, прежде всего, в регионах страны. Принятая Стратегия ЕС по Центральной Азии, десятки миллионов евро, предоставляемые ЕС Правительству КР на финансирование «приоритетных направлений деятельности»[3], ставят в неравные условия неправительственные организации и государственный сектор в Кыргызской Республике.
Вынесение на общественное обсуждение в июле 2016 года проекта Закона «О назначении референдума по Закону Кыргызской Республики «О внесении изменений в Конституцию Кыргызской Республики» стало еще одним серьезным вызовом для гражданского общества. Поправки в Конституцию предполагают отмену примата международного законодательства над национальным, а некоторые нормы ведут к частичному усилению исполнительной ветви власти, в частности, позиции Премьер-министра, существенно снижают эффективность конституционного контроля, ставя этот судебный орган в роль статиста, практически не способного самостоятельно принимать решения об антиконституционности законов[4]. Таким образом, референдум и возможное принятие конституционных поправок повлечет за собой негативные последствия и откат от принципов прав человека и демократических ценностей.
Ограничение права на свободу ассоциаций
С 2012 года в Кыргызстане предпринимаются неоднократные попытки по ограничению политического права — права на свободу объединений — на законодательном уровне путем инициирования законопроектов, носящих дискриминационный характер, преимущественно в отношении НКО.
Результаты интервью с лидерами НПО, проведенных ПД «Бир Дуйно Кыргызстан»[5] показали, что:
- в последнее время участились случаи неоправданного вмешательства и давления со стороны государства и/или национал-патриотических радикальных движений на правозащитные организации и их сотрудников, а также на представителей сообществ ЛГБТ и организации, занимающиеся защитой прав ЛГБТ;
- наблюдается негативный публичный дискурс («язык вражды») в отношении НКО, получающих иностранное финансирование, и объединений, защищающих права меньшинств (в частности, ЛГБТ), в СМИ и обществе. Такой публичный дискурс (т.н. «шельмование» правозащитников, рост ксенофобных настроений, создание негативного имиджа НКО), в большей степени проявившийся после инициирования законопроектов об НКО как об иностранных агентах и «о формировании положительного отношения к нетрадиционным сексуальным отношениям», оказывает давление на НКО и создает препятствия для создания широкой общественной поддержки деятельности НКО;
- в некоторой степени испытывают на себе неоправданное вмешательство и/или давление со стороны государства организации, занимающиеся вопросами защиты прав и продвижения гражданских интересов (эдвокаси), повышения прозрачности и подотчетности государственных органов власти;
- все еще довольно частым фактом является ситуация, когда государственные или местные органы власти не оказывают содействия или не создают условий для работы общественных организаций (каждый четвертый случай в проведенном опросе).
Результаты анализа статистических данных, полученных от Министерства юстиции и его региональных управлений, из блиц-опроса о процедурах регистрации среди НКО и интервью с экспертными организациями указывают на то, что на практике имеются некоторые проблемы, связанные, в первую очередь, с качеством предоставления услуг, а именно:
- недостаточное информирование и консультирование граждан для беспрепятственного прохождения процедур регистрации НКО;
- отсутствие возможности электронной подачи документов;
- не единообразное предоставление услуг всеми управлениями юстиции;
- наблюдается наличие возможности искусственного затягивания и усложнения процесса регистрации и, в связи с этим, возможности проявления коррупции;
- не предоставление информации по количеству заявлений на регистрацию и перерегистрацию НКО отдельными управлениями юстиции (в частности, Чуй-Бишкекским управлением юстиции) в течение трех месяцев, исследования свидетельствуют не только о нарушении законодательства о доступе к информации, но и о том, что эти данные должным образом не собираются и не анализируются самим управлением;
- отсутствуют упрощенные процедуры перерегистрации в случае принятия решения руководством юридического лица (НКО) о перерегистрации в другую организационно-правовую форму[6].
Законопроект «Об иностранных агентах»
За последние три года парламентарии и Правительство Кыргызской Республики инициировали ряд законодательных инициатив, направленных на сужение политического пространства гражданского общества. Многие из этих инициатив продиктованы процессами сближения с Россией, интеграционными процессами вхождения в Таможенный союз и ЕврАзЭС, в связи с чем идет копирование российского законодательства, направленного на подавление гражданского общества и преследование правозащитников.
Одной из таких инициатив стал проект Закона КР о внесении изменений и дополнений в Закон КР «О некоммерческих организациях» («Об иностранных агентах»). Законопроект был зарегистрирован в парламенте 26 мая 2014 года. 12 мая 2016 г. 65 парламентариев в третьем чтении проголосовали против, тем самым отклонив законопроект.
Первоначальный вариант законопроекта предполагал наделение некоммерческих организаций, получающих средства из-за рубежа и занимающихся политической деятельностью, статусом «иностранного агента». Такие организации по законопроекту должны были отчитываться не только перед Государственной налоговой службой и Социальным фондом, но и перед Министерством юстиции.
Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека по проекту закона была дана отрицательная оценка, говорилось, что оно противоречит международным стандартам в области права на объединение, нормам Конституции и международным обязательствам Кыргызской Республики. Кроме того, отрицательное заключение было дано МЮ КР, а также был проведен ряд общественных обсуждений по законопроекту с привлечением широкого круга представителей ГО.
Несмотря на заключение экспертов, данный законопроект был принят в первом чтении 4 июля 2015 г. Позже законопроект был направлен в Комитет по правам человека, конституционному законодательству и государственному устройству, который после работы с гражданским сектором изменил содержание законопроекта, убрав некоторые дискриминационные нормы и само понятие «иностранный агент». Однако, всё-таки были оставлены 2 статьи:
Одна статья касалась Иностранных некоммерческих организаций и структурных подразделений. Поправки, предусматривающие возможность осуществления деятельности иностранной некоммерческой организации на территории КР через свои филиалы и представительства, ставят их в зависимость от государственной регистрирующей машины и создают барьер на пути свободного осуществления своей деятельности, а также являются дискриминационными.
Другая статья касалась отчетности, в которую также входят сведения об источниках формирования финансовых средств и имущества организации, сведения о персональном составе органов управления и штатной численности организации, информация об использовании имущества и финансовых ресурсов организации, которая подлежит опубликованию на официальном сайте организации и/или на официальном сайте государственного уполномоченного органа в области регистрации юридических лиц, филиалов (представительств) не позднее первого апреля года, следующего за отчетным периодом.
Данные поправки не соответствуют демократическим стандартам регулирования деятельности НКО и могли существенно ухудшить правовое положение НКО в Кыргызской Республике. В демократических странах (1) требование по публикации отчетов может устанавливаться только для тех НКО, которые дополнительно приобрели статус благотворительной или общественно-полезной организации, так как наличие такого статуса дает им право на значительные привилегии, в том числе налоговые льготы, (2) деятельность всех остальных НКО регулируется аналогично регулированию деятельности коммерческих организаций.
Новая редакция законопроекта обязывала все НКО ежегодно публиковать свои финансовые отчеты, в то время как аналогичное требование параллельно не применяется для коммерческих организаций. Рассматривать НКО в качестве особого источника национальной безопасности является ошибочным, особенно учитывая тот факт, что за все годы независимости Кыргызстана не было ни одного случая использования НКО во вред Кыргызстану. Тем самым, требование законопроекта по публикации финансовых отчетов всех НКО является дискриминационным[7]. Данная версия проекта закона прошла второе чтение и была отклонена в третьем чтении 12 мая 2016 г., однако парламентарии могут вновь инициировать его рассмотрение спустя шесть месяцев со дня последнего голосования.
Ограничение права на свободу объединений религиозных организаций
Существенно ограничено право на свободу объединений для религиозных организаций путем установления сложных условий для их регистрации. В национальном законодательстве КР, а также в правоприменительной практике право на свободу религии или убеждений, несмотря на положения Конституции, определяющие, что «каждый имеет право на свободу совести», рассматривается не как индивидуальное, а как коллективное право, как право создавать религиозные объединения и заниматься религиозной деятельностью.
Установление обязательной регистрации религиозных объединений и, таким образом, запрет одному лицу или небольшой группе лиц пользоваться в полном объеме правом на свободу совести и религии не преследует легитимных целей, не является необходимым в демократическом обществе и непропорционален (несоразмерен) этим целям. Ничем не оправданным является установление высоких количественных требований к созданию религиозных объединений — 200 человек для регистрации религиозной организации в КР, а также географическая «привязка» религиозных объединений.
Рекомендации Жогорку Кенешу КР и Правительству КР:
По вопросам защиты права граждан на свободу объединений
- Государственным чиновникам и политикам прекратить лоббирование и внесение поправок в Конституцию КР, руководствоваться рекомендациями Венецианской Комиссии[8];
- Отказаться от продвижения и принятия антиконституционных законов, направленных на ограничение основных гражданских и политических прав граждан, включая на свободу ассоциаций и мирные собрания;
- Ускорить выполнение 664 рекомендаций органов ООН в области прав человека, адресованных для Кыргызстана, сделав их центральными для реализации всех государственных органов и институтов;
- Государственным и местным органам власти создать благоприятные условия для работы НКО в соответствии с принципом 2 (обязанность государства уважать, защищать и способствовать осуществлению права на свободу объединений) и иными принципами, предусмотренными Руководящими принципами по свободе объединений ОБСЕ/БДИПЧ;
- Отменить обязательную регистрацию религиозных объединений и обеспечить, чтобы законодательство, касающееся регистрации, гарантировало право человека на то, чтобы свободно исповедовать свою религию и религиозные убеждения, в том числе, без создания формальных организаций. Исключить различные территориальные статусы для религиозных и общественных объединений как нарушающие международные гарантии права на свободу объединения;
- Предусмотреть в Законе «О государственной регистрации юридических лиц, филиалов (представительств)» положение о предоставлении заявителю разумного срока для исправления выявленных технических неточностей, исключив из перечня основания для отказа в регистрации: «обнаружение неточностей либо несоответствия в информации, содержащейся в представленных документах»;
- Положить конец чрезмерному контролю и неправомерному вмешательству в деятельность НПО, а также запугиванию и преследованию отдельных лиц и групп, которые занимаются вопросами прав человека;
- Воздержаться от политических инициатив и риторики, дискредитирующих деятельность НПО и правозащитников, и не относиться к НПО (местным или международным) как к источнику угрозы стабильности и безопасности. Вместо этого они должны публично признать важность усилий НПО по поощрению прав человека, осуждать нападения на НПО и их членов, поддерживать участие НПО в процессе принятия решений на всех уровнях, а также сотрудничать с НПО для улучшения ситуации с защитой прав человека на уровне законодательства и на практике;
- Министерству юстиции разработать и внедрить стандарты предоставления услуг в сфере регистрации НКО, предоставлять готовые шаблоны документов на русском и кыргызском языках;
- Создать условия по электронной регистрации организации (подача документов, консультации специалистов онлайн и т.д.);
- Обратить внимание на «язык вражды», широко используемый СМИ, ТВ, радио КР против НПО, правозащитных организаций и правозащитников.
Правозащитное Движение: «Бир Дуйно Кыргызстан»
Тел.: +996 312 38 33 30, факс.: +996 312 38 33 30
Email: birduinokyrgyzstan@gmail.com
[1] http://ca-mediators.net/ru/issledovaniya/216-rezyume-issledovaniya-yazyk-vrazhdy-v-smi-internete-i-publichnom-diskurse-2015.html
[2] https://www.fidh.org/IMG/pdf/kyrgyzstanobsrusse2016web-2.pdf
[3] http://kyrtag.kg/economy/es-vydelyaet-kyrgyzstanu-vtoroy-transh-makrofinansovoy-pomoshchi-v-summe-30-mln-evro-
[4] https://www.facebook.com/tamerlan.ibraimov.7/posts/10208394024682473
[5] ПД «Бир Дуйно Кыргызстан». «Право на свободу объединений: последние тенденции и перспективы развития гражданского общества. Отчет о результатах исследования». Бишкек, 2016 г. Режим доступа: http://birduino.kg/blog/2016/02/18/otchet-o-rezultatah-issledovaniya/
[6] ПД «Бир Дуйно Кыргызстан». «Право на свободу объединений: последние тенденции и перспективы развития гражданского общества. Отчет о результатах исследования». Бишкек, 2016 г. Режим доступа: http://birduino.kg/blog/2016/02/18/otchet-o-rezultatah-issledovaniya/
[7] Обращение представителей гражданского общества Кыргызстана в связи с принятием Жогорку Кенешем КР новой редакции законопроекта «Об иностранных агентах» во втором чтении. Режим доступа: http://vof.kg/?p=30746&lang=kg
[8] http://www.venice.coe.int/webforms/documents/default.aspx?pdffile=CDL-PI(2016)009-e