«Права граждан на мирные собрания в Кыргызстане». Совещание по Человеческому Измерению. БДИПЧ ОБСЕ - 2016

Сен 30.2016

Данный отчет по  мониторингу мирных собраний подготовлен  Правозащитным Движением «Бир Дуйно Кыргызстан».  Для анализа нормативной базы Кыргызстана  в области мирных собраний  проведен анализ законодательства и исследование по изучению тенденций развития гражданского общества. С целью  мониторинга  ситуации с реализацией прав на мирные собрания в каждой области   были вовлечены мониторщики.

Правовая база, регулирующая  проведение мирных собраний и его соответствие основным международным стандартам и требованиям[1].

Для регулирования свободы собраний в  законе и на практике на международном уровне приняты Руководящие принципы по свободе мирных собраний ОБСЕ[2].

Базовыми нормативно-правовыми актами, регулирующими право граждан на свободу проведения мирных собраний, выступают международно-правовые акты: Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Пакт о гражданских и политических правах (1966г.), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950г.).

На национальном уровне основные руководящие принципы по свободе собраний нашли отражение в Конституции КР, которая устанавливает право каждого на свободу мирных собраний. Уведомления органов власти о планируемом собрании является правом организаторов и участников мирных собраний и не допускаются запрет и ограничение проведения мирного собрания.

 

Позитивные тенденции

Международно-правовые нормы, а также общепризнанные принципы в сфере права на свободу мирных собраний нашли достаточно полное закрепление в нормах Конституции и Закона КР «О мирных собраниях»[3]. Важным нововведением в указанном законе стало то, что уведомление властей о предстоящей акции протеста предписано как право организаторов акций, а не обязательство, как это было ранее. Предыдущий закон предусматривал обязательный уведомительно-разрешительный порядок проведения мирных собраний[4]. Другим важным требованием закона стало соблюдение мирного характера собраний; предусмотрены основания для запрета или ограничения мирных собраний, рассматриваемые судами.

Негативные тенденции

В Кодекс об административной ответственности КР и Уголовный кодекс  внесены дополнения, предусматривающие административную и уголовную ответственность в случае перекрытия дорог, а также инициирован законопроект о запрете проведения мирных собраний, организуемых на иностранные средства. Более подробно об этом изложено ниже:

  • в начале 2013 года были внесены дополнения[5] в Кодекс об административной ответственности КР, где предусмотрена административная ответственность (статья 231-1) за незаконное перекрытие дороги, т.е. действия, направленные на ограничение прав и свобод граждан на свободное передвижение физическими и (или) юридическими лицами. Таким образом, если в ходе мирного собрания демонстрантами будут использованы места движения граждан (автомобильные, пешеходные дороги и др. места), то они автоматически подпадают под действия указанной статьи;
  • в 2013 году Министерством внутренних дел Кыргызской Республики предпринимались попытки внесения изменений и дополнений в Закон КР «О мирных собраниях» по исключению запрета на применение силы сотрудниками милиции в период проведения мирных собраний[6];
  • в конце 2014 года в Уголовном кодексе КР появилась новая статья 287-1[7], предусматривающая уголовную ответственность за незаконное перекрытие дорог. Так, исходя из диспозиции указанной нормы, незаконное перекрытие автомобильной дороги — это умышленные действия, направленные на блокирование или ограничение движения пешеходов, автомобильных и иных транспортных средств продолжительностью свыше 24 часов путем создания на дорожном полотне скопления людей либо установления заградительных сооружений, техники или иных предметов либо воспрепятствование освобождению дорожного полотна от скопления людей и расчистке от заградительных сооружений, техники или иных предметов;
  • в 2014 году в Кодекс КР об административной ответственности были внесены дополнения в статью 392 за нарушение установленного законом порядка проведения мирных собраний, совершенное с сокрытием лица масками, повязками или иным способом. Однако Закон «О мирных собраниях» не содержит норм о запрете проведения мирных собраний с сокрытием лица масками, повязками или иным способом. В параграфе 98 пояснительной записки к Руководящим принципам говорится, что не следует запрещать ношение на мирном собрании масок в целях выражения содержания послания до тех пор, пока маска не создает явной и непосредственной угрозы неизбежного противоправного поведения или не используется лишь для предотвращения идентификации личности человека, поведение которого создает вероятную причину для ареста. Соответственно в существующей редакции данная норма не соответствует демократическим стандартам регулирования мирных собраний. Указанную норму необходимо изложить так, чтобы запрет на сокрытие лица действовал только в тех случаях, которые указаны выше[8];
  • в 2015 году был инициирован законопроект «О внесении изменений и дополнений в Закон КР «О мирных собраниях», а также в Кодекс об административной ответственности”[9], разработанный Министерством внутренних дел КР. Данный законопроект предлагает внести статью, регулирующую финансовое и материально-техническое обеспечение проведения мирного собрания, согласно которой: организатор должен представить в письменной форме государственным органам и органам местного самоуправления сведения об участниках, осуществляющих финансовое и материально-техническое обеспечение мирного собрания; запрещается финансовое и материально-техническое обеспечение мирных собраний за счет средств иностранных государств, иностранных физических и юридических лиц, а также принятие со стороны организаторов и участников собраний средств от указанных лиц. При этом установление финансового и материально-технического обеспечения проведения мирного собрания со стороны иностранного государства, иностранных физических и юридических лиц является основанием для запрета собрания и привлечения к административной ответственности организаторов и участников мирного собрания за нарушение такого запрета[10].
  • В Бишкеке запрещены мирные собрания на  центральной площади Ала-Тоо и у Дома правительства до 15 сентября. Запрет действует на основании решения Первомайского районного суда Бишкека от 7 июля.  В постановлении суда значится, что с инициативой о запрете на проведение митингов, собраний и акций протеста обратилась Первомайская районная администрация. Глава администрации Первомайского района Канатбек Айдаров сообщил, что ограничения не ущемляют прав митингующих, потому что существуют другие места, где можно проводить акции протеста. Ограничения связаны с подготовкой и проведением праздничных мероприятий — Дня независимости, Всемирных игр кочевников и саммита глав государств СНГ, которые пройдут 31 августа, с 3 по 8 сентября и с 16 по 17 сентября 2016г.

Указанные выше нормы способствуют ограничению права на свободу мирных собраний под страхом наступления ответственности (уголовной либо административной) кроме того, лица, пожелавшие организовать мирные собрания, чтобы быть услышанными, могут оказаться «вне закона», что в свою очередь может способствовать назреванию конфликта. 

 

Реализация права граждан на мирные собрания

Результаты исследования  и письменного опроса «Бир Дуйно Кыргызстан» лидеров НКО показали, что 7 организаций из 52 (13,5% выборки)  сталкивались с препятствиями со стороны государственных и /или местных органов власти в проведении мирных собраний, встреч, акций, флешмобов в течение последних пяти лет.

Количество возбужденных, расследованных и рассмотренных уголовных дел в 
период организации и проведения мирных собраний с 2012‐го по  2015 год по Кыргызстану

По запросу Бир Дуйно Кыргызстан в государственные органы власти КР (Верховный суд, Судебный департамент, Генеральную прокуратуру, Главное управление общественной безопасности МВД, мэрию Бишкека) были получены следующие данные:

 

2012

2013

2014

2015

Количество возбужденных уголовных дел в период организации и проведения мирных
собраний по данным Генеральной прокуратуры

3

8

5

0

Количество задержанных граждан по данным Генеральной прокуратуры

7

10

4

0

Количество расследованных уголовных дел в период организации и проведения мирных
собраний по данным Главного управления общественной безопасности

 

1

 

3

 

4

 

0

Количество поступивших дел по статье 148 «Воспрепятствование проведению мирного
собрания или участия в нем» по данным Судебного департамента при Верховном суде

 

1

 

0

 

1

 

0

 

Согласно данным, представленным в таблице, следует, что  в период с 2012 – по 2015гг. роста количества задержаний лиц и возбуждения уголовных дел, связанных с воспрепятствованием проведению мирного собрания в период проведения мирных собраний, не наблюдается. В этой связи можно предположить, что проведение мирных собраний обеспечивается надлежащим образом либо не все нарушения фиксируются. При этом также следует, что большая часть возбужденных дел не доводится до суда, т.е. прекращается по результатам расследования.

В рамках исследования был сделан запрос в мэрию Бишкека о количестве полученных уведомлений и запретов на проведение мирных собраний по Бишкеку. Согласно данным мэрии с 2012-го по декабрь 2015 года, она получила 338 уведомлений о проведении мирных собраний в столице, был один перенос и четыре отказа в проведении мирных собраний. Основания для переноса и отказа в проведении мирных собраний в ответе на запрос не указываются, хотя и включены в запрос. Поскольку в представленном ответе не было указано, что отказы по проведению мирных собраний были вынесены судом, необходимо отметить, что в связи с принятием Закона КР «О мирных собраниях» решение об ограничении собрания по времени, месту проведения или маршруту движения либо его запрещении должны приниматься судом при наличии соответствующих оснований.

Количество уведомлений по проведению мирных собраний и митингов от разных субъектов в мэрию г. Бишкек составил следующим образом:

 

 

2012

2013

2014

2015

От граждан

45

44

39

83

От государственных организаций

 

 

1

1

От коммерческих организаций

4

2

0

1

От профсоюзов

1

1

2

0

От политических партий

2

4

2

41

От НКО

19

22

18

6

 

Согласно данным мэрии, отраженным в таблице, профсоюзные организации ежегодно проводят как минимум одно мирное собрание. Наблюдается увеличение количества мирных собраний, которые проводятся инициативными гражданами, в то же время значительно уменьшилось количество собраний, проводимых НКО. Наблюдается резкое увеличение количества собраний, проводимых политическими партиями, в 2015 году, то есть в год выборов в ЖК, при этом количество собраний в другие годы очень мало, слабой активности политических партий в период между выборами.

Официальные статистические  данные по  мирным собраниям  с сентября  2015г по август 2016гг.

Для  получения данных «Бир Дуйно Кыргызстан» был направлен официальный запрос в  МВД КР. По результатам, согласно данным  Главного Управления Министерства  Внутренних день  от 15.09.2016 с сентября 2015 года по август 2016 года отмечено: по республике было зарегистрировано  – 580 митингов.

Город/область

Количество мирных митингов и собраний

Политического характера

Социально-экономического и бытового характера

  1. г.Бишкек

279

84

195

  1. Чуйская область

61

4

57

  1. Иссык-Кульская область

21

2

19

  1. Нарынская область

32

2

30

  1. Таласская область

40

2

38

  1. Жалал-Абадская область

80

14

66

  1. Ошская область

30

3

27

  1. г. Ош

16

2

3

  1. Баткенская область

21

1

20

Итого

580

114

466

 

По представленной МВД информации, запрет на проведение митингов перед зданиями государственных учреждений в частности, перед зданием Жогорку Кенеша КР и Правительства КР выносился со стороны Первомайского районного суда г. Бишкек. Из многих случаев акции проводились как на территории города Бишкек, так и в регионах республики без подачи уведомлений в государственные органы власти.

Обжалование  решение Первомайского Суда  об ограничении мирных собраний

12 апреля 2016г. Правозащитное движение «Бир Дуйно-Кыргызстан», совместно с рядом других общественных организаций и гражданских активистов провело перед зданием Жогорку Кенеша КР по пр.Чуй мирный митинг посвященный рассмотрению Комитетом ЖК КР по конституционному законодательству, государственному устройству, судебно-правовым вопросам и Регламенту ЖК КР (далее Комитет ЖК КР) дискриминационных поправок в Закон КР «О некоммерческих организациях», за их отклонение.

Митинг прошел в спокойной и мирной обстановке, каких-либо препятствий и замечаний со стороны сотрудников УВД Первомайского района г.Бишкек,  присутствовавших в ходе данного мероприятия, не было. 14.04.16 г. Жогорку Кенеш КР в нарушении всех процедур предусмотренных регламентом ЖК КР рассмотрел положительное заключение Комитета ЖК КР и одобрил во втором чтении поправки в Закон КР «О некоммерческих организациях». В этой связи, Бир Дуйно   запланировал очередное заседание сессии ЖК КР - 21.04.16 г. проведение мирного собрания, с требованиями об отклонении дискриминационного законопроекта в третьем чтении.

Однако, 18.04.16 г. участники  были устно проинформированы сотрудниками УВД Первомайского района г.Бишкек о запрете любых митингов и акций перед зданием ЖК КР с 13.04.16 г. по 23.04.16 г. , при этом они сослались на решение Первомайского районного суда г.Бишкек, но, ознакомить с ним и представить копию  отказались. В УВД Первомайского района г.Бишкек  отказали в предоставлении данного решения, но позволили  сделать его  фото копию.

Так, Решением Первомайского районного суда г.Бишкек от 12.04.2016 г. (судья Калыбаев А.) решение УВД Первомайского района г.Бишкек от 12.04.16 г. об ограничении места проведения любого рода  различных митингов и мирных акций перед зданиями Жогорку Кенеша КР, Дома Правительства КР, площади Ала-Тоо, а также на аллее по ул.Фрунзе между бул.Эркиндик, пр.Чуй, и ул.Тыныстанова. с 13.04.16 г. по 23.04.16 г. включительно, с переносом проведения данных мероприятий в сквер им.М.Горького по ул.Исанова признано законным и обоснованным.

Данное решение является незаконным и необоснованным подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии с ч.2 ст.14 и ч.1. ст.15 Закона КР «О мирных собраниях» территориальные подразделения органов внутренних дел … вправе принять решение об ограничении по времени, месту проведения или маршруту движения … только в отношении проводимого собрания и в случае, когда есть реальная угроза безопасности участников собрания и иных граждан, находящихся в указанных местах.

Решение УВД Первомайского района г.Бишкек от 12.04.16 г. «Об ограничении места проведения любого рода  различных митингов и мирных акций перед зданиями Жогорку Кенеша КР…» противоречит вышеприведенным нормам и не может быть распространено на наше мероприятие.

Решение Первомайского суда было обжаловано «Бир Дуйно Кыргызстан» в Бишкекском городском суде, который оставил Решение Первомайского Суда в силе. Далее Бир Дуйно направил надзорную жалобу в Верховный Суд  на Решение Первомайского суда  г. Бишкек и на Определение  апелляционной инстанции Бишкекского городского суда, который оставил  их  без удовлетворения.

Ограничение права на мирные собрания в г.Бишкек.

Однако запрет мирных собраний на  центральной площади Ала-Тоо и у Дома правительства оказал негативное воздействие на возможность граждан реализовать свои права. «В первые дни  сентября у здания Жогорку Кенеша прошли два митинга — на акции протеста вышли члены Кыргызского общества слепых и глухих (КОСГ) и граждане, протестующие против изъятия частной собственности. По словам вторых, Министерство юстиции КР разработало поправки в законодательство, согласно которым предлагается разрешить принудительное изъятие частного жилья и земельных участков для общественных нужд. Несколько граждан вышли на акцию протеста и подготовили петицию к депутатам Жогорку Кенеша. "Мы требуем незамедлительной и безоговорочной защиты основных человеческих прав, гарантированных Конституцией, — на частную собственность и достойное жилье. Призываем вас отозвать свои подписи под антинародным законопроектом и ввести мораторий на любые изменения в Земельном и Гражданском кодексах, посягающие на частную собственность"[11]

«Правозащитники из фонда «Наше право», занимающиеся решением жилищных проблем, собирались 1 сентября выйти к зданию парламента на митинг против поправок в Земельный и Жилищный кодексы. Представитель фонда Светлана Антропова сказала Kloop.kg, что акция все равно состоится, несмотря на запрет, потому что свобода мирных собраний — это конституционное право граждан. «Нас никто не предупреждал о каких-либо запретах, поэтому мы как собирались 1 сентября выйти на митинг, так и выйдем к Белому дому в 8:30. Это наше конституционное право, тем более, что любые мирные митинги не запрещены законом», — сказала она.

Об ограничении проведения митингов стало известно на митинге преподавателей КНУ, которые протестовали возле здания министерства образования. Тогда к участникам акции подошел сотрудник 10-го отдела МВД и предупредил, чтобы они не митинговали на площади Ала-Тоо, потому что существует запрет по решению Первомайского суда»[12].

26 июля 2016 в сквере им.Горького прошел митинг  направленный на защиту  жилищных прав с участием 700 граждан.  Митингующие намеревались выйти на площадь и перекрыть дорогу. Сотрудники милиции сообщили  о запрете выходить на площадь и перекрывать дорогу и задержали ряд участников митинга, также организатор собрания Нурлан Асанов за неповиновение  требованиям сотрудникам милиции.

«Решением Первомайского суда были наказаны участники митинга в сквере им. М. Горького, которые намеревались перекрыть дорогу, требуя выдать им доступное жилье. Пятерым наложен административный арест (в приемник-распределитель), из них двое - по 4 суток (один из них Н.Асанов), трое - по 3 суток. К 28 гражданам наложен административный штраф, из них по 500 сом - 5 человек, остальным 23 людям - по 300 сом. Двоим оказана медицинская помощь, их увезла карета скорой помощи. С двумя проведена профилактическая беседа и их отпустили»[13].

Иные акции и собрания. Не смотря на запрет проведения собраний  на площади Ала-Тоо, отдельным группам удалось провести митинги: «Кыргызскому  обществу глухих и слепых», митинг по земельным вопосам, ПД «Бир Дуйно Кыргызстан» ежемесячно поводил митинг в защиту прав женщин, в защиту права граждан на свободу объединений,  митинг в свяхи с ущемлением чести и достоинства  правозащитниц Т.Исмаиловой и А.Абдирасуловой со стороны президента Атамбава. 

Народный парламент.  12 мая 2016 года членами  Народного парламента был организован  форум. Объединение  вошли бывшие чиновники и оппозиционеры, в числе которых экс-глава МВД Омурбек Суваналиев, бывший госсекретарь Адахан Мадумаров. Лидером движения является экс-губернатор Джалал-Абадской области (юг Киргизии) Бекболот Талгарбеков.  7 мая "Народный парламент" анонсировал проведение 7 мая большой  акции в центре Бишкека с требованием об отставке президента Киргизии Алмазбека Атамбаева.

Как следствие 12 мая,  ГКНБ КР возбудил уголовное дело в отношении руководителей объединения "Народный парламент" Бекболота Талгарбекова, Торобая Колубаева и Марата Султанова по признакам преступлений, предусмотренных статьями 27-295 "Приготовление к насильственному захвату власти" и 27-341 "Приготовление к применению насилия в отношении представителя власти" Уголовного кодекса КР. 

8 сентября 2016 г. родственники находящихся под стражей членов оппозиционного движения "Народный парламент" вышли на митинг к зданию Первомайского районного суда Бишкека. Во время митинга шел закрытый судебный процесс над задержанными членами движения. В акции участвовали более 50 человек. Они требовали проводить открытые судебные заседания и вынести объективный вердикт.

15 сентября 2016   суд продолжил рассматривать дело в отношении оппозиционных политиков, обвиняемых в попытке насильственного захвата власти. Судебный процесс проходил закрыто. Более 50 человек провели митинг перед зданием суда, с требованием проведения открытого и справедливого судебного расследования.

 

Характер мирных собраний в регионах Кыргызстана.

В Баткенской области сентября 2015 года по 17 августа 2016 года, по информации  наблюдателя,  прошли 22 митинга и акции протеста. С сентября по декабрь 2015 года зафиксированы  6 митингов, с января по август 16 мирных акций и митингов. Практически все  акции  не преследовали  каких-либо политических целей и в основном,  касались личных недовольств и приграничных вопросов. Исключением можно назвать  митинг, прошедший в июле 2016г, участники которого   требовали привлечь к ответственности сотрудников милиции причастных к применению пыток в отношении Нургазы Сарытаева. В результате  областная прокуратура по подозрению совершения пыток уволила трех сотрудников милиции, начато расследование. Местная власть оказала материальную помощь пострадавшему. 

Ошская область. За отчетный период наблюдателем отмечено 10 мирных собраний.  Наиболее значимым был случай в  округе мечети Ас-Сарахисй в Кара-Суу, когда жители планировали празднование окончания Орозо 6 июля, однако власти запретили и  потребовали, чтобы празднование состоялось в установленный государством день 5 июля.  Утром 6 июля,   верующие  обнаружили мечеть закрытой и окруженной  сотрудниками правоохранительных органов, недалеко находился автобус с бойцами спецназа. Таким образом, права граждан на  свободу вероисповедания и свободу собрания были ограничены. Бир Дуйно Кыргызстан предоставил консультации верующим, однако далее они побоялись отстаивать свои права,  опасаясь преследований и обвинений  по 299-й статье УК КР(Хранение и распространение экстремистских материалов).

Митинги с требованием освобождения лидеров являются удобным для населения инструментом воздействия на политическую ситуацию, но в последнее время их стало все меньше, а в Оше за  последние 3 месяца не наблюдалось. Был недолгий и мирный митинг в Узгене с требованием скорейшего освобождения политзаключенного как попытка влияния на судебную систему.

Позитивные мероприятия связаны с культурными темами: акции, флеш-мобы, собрания. Они проходили по предварительному получению разрешения в ОМСУ, с вовлечением СМИ, НПО, бизнес-структур.

В Джалалабадской области наблюдателем зафиксировано  11  собраний, имеющих политический характер.  В сентябре и октябре  2015 года, большее число митингов было связано с проведением местных выборов.  Зафиксирован случай, когда партийному объединению Республика –Ата-Журт, местные  власти  не дали разрешения на проведения мирных митингов. В январе в Базар-Коргонском районе в селе Арстанбап жители вышли на митинг в связи незаконным обыском жилых домов и обвинениями их хозяев  членами  Хизбут-Тазрир.  

В мае 2016 году митинги проходили  в связи  с передачей дома  Кадыржана Батырова семье Бакиевых, а также конфискацией жилья правозащитника Азимжана Аскарова в пользу государства.

В июне в г. Жалал-Абаде мэрия начала разрушать дома в связи расширением дорог, поэтому недовольные в жители провели митинг.  Жители города Джалал-Абад ссылаясь на незаконность разрушения частной собственности без разрешительных документов обратились за помощью местным правозащитникам. С целью получения достоверной информации Г. Мамасалиева, представитель Интербилим Ошской области встретилась с жителями, но мэр города Салайдин Авазов не дал возможность проведению обсуждений и потребовал от Мамасалиевой покинуть город.

В Таласской области  мониторщиком были отмечены  13 мирных собрания,  в основном касавшиеся  социально-экономических вопросов  и интересов  граждан. Наибольшее число митингов (зафиксированы 8 митингов), касались понижения цен на фасоль и на иную сельскохозяйственную продукцию. В итоге был поднят вопрос на уровне ЖК КР, установлены минимальные тарифы на сельскохозяйственную продукцию.  Также зафиксированы  протесты местных заемщиков, в связи с повышением курса доллара, повышения стоимости электроэнергии, уменьшения социальных пособий. Мирные митинги и собрания не ограничивались правоохранительными органами.

В Чуйской области, мониторинг охватывал Кеминский район. В течение данного периода  были зафиксированы 6 митингов,  большинство которых были направлены против работы золотодобывающей  компании ОсОО «Алтын-Кен».    Местные власти старались быстро реагировать на планируемые мирные собрания, но затем отказывались от решения поставленных проблем.   Также  собрания касались отсутствия питьевой воды и неправильного  распределения социальной помощи населению.

В Нарынской области  наблюдатель зафиксировал  14 мирных акции,  в основном направленные на защиту социально-экономических прав жителей области: по социальным вопросам -10, по экологическим вопросам -2, недовольстве работой местного руководства -1, по вопросам религии – 1. Каких либо ограничениий прав на мирные собрания не наблюдались. Требования  участников собраний касались повышения  стоимости тарифов на электроэнергию,  стоимости патентов и страховых полисов для индивидуальных  предпринимателей, отмене льгот для врачей, работающих  в высокогорье, уменьшение доплат на 10% за высокогорье для госслужащих, защиты прав заемщиков по банковским кредитам.  

В Иссык-Кульской области мониторщиком были отмечены около 10 митингов и собраний. В основном мирные митинги проходили в связи с недовольством жителей работой местной власти,  в связи с экологическими проблемами из-за  добычи золота на Кумторе, непредставлением равных возможностей для агитационной и рекламных компаний во время местных выборов.  Также  наблюдателем был отмечен факт   ограничения права на мирные собрания жительницы г.Каракол, матери-героини Г. Усеновой   у  здания Облгосадминистрации Иссык-Кульской области, в связи с выселением ее  из жилья.

Осенью 2015г. в качестве позитивной тенденции  был отмечен тот факт, что во время проведения предвыборной агитации во время выборов в парламент в октябре 2015 года не наблюдалось каких-либо ограничений или запретов со стороны властей на проведение мирных собраний политическими партиями.Заключение:

Наблюдается рост количества случаев ограничения и прекращения мирных собраний, которые характеризуются как необоснованное вмешательство, когда собрания ограничиваются из-за отсутствия уведомления либо сопровождаются незаконным задержанием и воспрепятствованием участию в мирных собраниях. При этом правозащитников беспокоит то, что, рассматривая вопрос об ограничении или о запрете собрания, суды не проверяют и не дают оценку тому, насколько основания, приводимые органами внутренних дел и ОМСУ, являются законными и обоснованными.

Увеличение количества случаев, когда власти никак не реагируют на требования участников мирных собраний;

Проявление тенденции избирательного характера при применении ограничений в отношении отдельных групп, выступающих на политические темы, или в отношении определенных вопросов политической тематики, поднимаемых при проведении мирных собраний.

Наблюдаются факты вмешательства и воспрепятствования деятельности объединений, проведению ими своих собраний (встреч) со стороны агрессивно настроенных жителей, молодежи, каких-либо общественных и политических движений. Подобные вмешательства наблюдались в последнее время в отношении ЛГБТ-сообществ и их организаций, а также религиозных объединений, в частности, религиозного центра «Свидетели Иеговы».   

 

Рекомендации:

Жогорку Кенешу Кыргызской Республики и правительству Кыргызской Республики:

1. Обеспечить неукоснительное соблюдение Закона КР «О мирных собраниях» правоохранительными органами, а также органами местного самоуправления.

2. Пересмотреть принятую статью 231-1 Кодекса об административной ответственности КР, предусматривающую административную и уголовную ответственность в случае перекрытия дорог, а также статью 392 в части, предусматривающей административную ответственность за нарушение установленного законом порядка проведения мирных собраний с сокрытием лица масками, повязками или иным способом, с целью обеспечения законодательства международным стандартам обеспечения права на свободу мирных собраний.

3. Урегулировать в законодательстве вопросы, касающиеся использования звукоусилительной аппаратуры, установки юрт, использования лошадей во время проведения мирных собраний, так как ввиду отсутствия регулирования эти вопросы становятся причинами ограничения при проведении мирных собраний. Однако при этом следует исходить из презумпции в пользу проведения собраний, изложенной в Руководящих принципах по свободе собраний БДИПЧ/ОБСЕ. В частности, что все то, что в явной форме не запрещено законом, следует считать разрешенным.

4. Остановить попытки продвижения законопроектов, направленных на ограничение права на свободу мирных собраний, таких как законопроект, предусматривающий запрет на финансирование мирных собраний за счет средств иностранных государств, иностранных физических и юридических лиц, а также принятие со стороны организаторов собраний средств от них.

5. Совместно с экспертами БДИПЧ/ОБСЕ и Академией ОБСЕ инициировать обучающий компонент по использованию руководящих принципов в отношении реализации права свободы собраний представителями правоохранительных и других органов власти, ОМСУ, судов КР и другими заинтересованными сторонами.

Судам КР:

  1. Обеспечить тщательное рассмотрение заявлений от местных органов власти и предложенных ими оснований применения ограничений и запрета на проведение мирных собраний с точки зрения их обоснованности.
  2. Судам отказаться от практики вынесения решений о запрете мирных собраний у зданий государственных органов , влекущих за собой ограничение мирных собраний в  Кыргызстане.

 

Правозащитное Движение: «Бир Дуйно Кыргызстан»

Тел.: +996 312 38 33 30,  факс.: +996 312 38 33 30

Email: birduinokyrgyzstan@gmail.com

www.birduino.kg



[1] Право на свободу объединений: последние тенденции и перспективы развития гражданского общества. Отчет о результатах исследования. ПД «Бир Дуйно Кыргызстан». Бишкек 2016.

[2] Руководящие принципы устанавливают минимальные стандарты, которые должны быть положены в основу законов и практики. В них детально проанализированы материальные и процессуальные аспекты реализации права на свободу собраний и изложены принципы, на основании которых государства-участники ОБСЕ должны обеспечивать реализацию данного важнейшего права.

[3] Отчет «Право на свободу мирных собраний и практика его реализации в Кыргызской Республике». Результаты мониторинга. ОФ «Кылым шамы» и ОО «Молодежная правозащитная группа», Бишкек – 2014.

[4] Отчет «Сужение политического пространства для гражданского общества Кыргызстана: тенденции и перспективы», Э. Ирискулбеков, эксперт ОФ «Бир Дуйно-Кыргызстан».

[5] В редакции Закона Кыргызской Республики от 25 октября 2014 года №148.

[6] По данным презентаций круглого стола «Свобода объединений, мирных собраний, слова и выражения в Кыргызстане: проблемы, вызовы, перспективы», организованного ПД «Бир Дуйно-Кыргызстан» 8 декабря 2015 года.

[7] В редакции Закона Кыргызской Республики от 25 октября 2014 года №148.

[8] Согласно письменной информации ICNL.

[9] Размещен на сайте Жогорку Кенеша КР http://www.kenesh.kg/lawprojects/lps.aspx?view=projectinfo&id=245183

[10] По данным презентации круглого стола «Свобода объединений, мирных собраний, слова и выражения в Кыргызстане: проблемы, вызовы, перспективы», организованного ПД «Бир Дуйно-Кыргызстан» 8 декабря 2015 года.

[11] http://ru.sputnik.kg/society/20160901/1028915479.html

[12] http://kloop.kg/blog/2016/08/26/vlasti-zapretili-mitingi-v-tsentre-bishkeka-do-zaversheniya-sammita-sng/ 

[13]  http://www.kabar.kg/law-and-order/full/109144

Дорогие Друзья!

Уважаемые гости нашего сайта!
Общественное Объединение «Правозащитное движение:
«Бир Дуйно Кыргызстан» обращается к вам с просьбой об оказании спонсорской
поддержки в виде материального пожертвования!

Пожертвовать

Отзывы наших фокус групп

Шахбоз Латипов

Шахбоз Латипов

К диплому о юридическом образовании должен прилагаться опыт

Шахбоз Латипов, 24 года, молодой адвокат: «Когда пришел на стажировку в БДК, у меня не было опыта в юридической и правозащитной деятельности. Вместе с опытными старшими коллегами стал посещать судебные процессы, изучал документы, постепенно руководитель Хусанбай Салиев стал доверять мне подготовку документов, тщательно проверял и давал дельные советы. Опыт приходит со временем и с делами. Каждый день к нам приходят десятки людей, нуждающиеся в помощи, многие из них из социально-уязвимых слоев: малоимущие, многодетные, престарелые граждане. Юрист в правозащитной организации порой выполняет функции психолога, здесь важно уметь сохранить профессионализм, проявить эмпатию. В конце 2019 года я успешно сдал экзамен на право занятия адвокатской деятельностью и теперь веду дела в качестве адвоката. По сложным вопросам обращаюсь за помощью к коллегам, они всегда подскажут. В этом одна из сильных сторон организации: есть поддержка и понимание».

Феруза Амадалиева

Феруза Амадалиева

Организация объединяет регионы

Феруза Амадалиева, соцработник, лидер, педагог: «ТОТ от БДК — отличная возможность познакомиться с участниками из регионов, мы продолжаем общаться в соцсетях, когда встречаемся на мероприятиях, как близкие друзья, настолько теплые у нас отношения! На мероприятиях я повысила свои знания, систематизировала, уточнила как применять на практике. Мне очень нравятся модули, как построена система обучения и практики: ролевые игры, теория, дискуссии. Каждый человек раскрывается. Я стала лидером для других уязвимых женщин, стараюсь помогать им и воволекать в подобные мероприятия». Феруза Амадалиева является постоянным участником многих мероприятий БДК, приглашает юристов БДК для оказания правовых консультаций уязвимым женщинам.

Нуриза Талантбек кызы

Нуриза Талантбек кызы

Стала уверенной в себе

Летом 2019 года Нуриза Талантбек кызы принимала активное участие в проведении региональных показов документальных фильмов, помогала с организационными вопросами во время проведения кампании, приуроченной к Дню защиты жертв пыток, участвовала в выездах, прошла ТОТ по женскому лидерству. В прошлом она мигрант, работала в одном НПО в Оше, сейчас трудится в Бишкеке в сфере услуг. Участие в ТОТ она называет "бесценным опытом": "Я впервые посетила подобное мероприятие, получила именно ту информацию, которая была мне необходима, за это я искренне благодарна организаторам. У меня в жизни случались очень тяжелые моменты, благодаря тем знаниям, я смогла их преодолеть, я выстояла! После ТОТ я стала более уверенная в себе, глубже понимать суть прав человека, научилась отстаивать свои интересы”.

Шукурулло Кочкаров

Шукурулло Кочкаров

Подсудимый скончался. Работа по его реабилитации продолжается

Дело Шукурулло Кочкарова показывает, что работа по сложным делам продолжается много лет. После пыток в 2010 году он стал инвалидом. Удалось добиться оправдания по одной из статей обвинения, продолжается работа по его реабилитации и признанию его жертвой пыток для выплат ущерба. Суды продолжаются уже без Шукурулло Кочкарова — 2 августа 2019 года он скончался. Его интересы представляет его отец Саидазиз Кочкаров, тоже имеющий инвалидность по зрению. «Много лет нас поддерживают сотрудники БДК, ведут дело моего сына, привозили его суд, так как он не мог самостоятельно передвигаться, постоянно помогают нашей семье: я и моя жена прошли курс реабилитации, сыну помогли с обеспечением лекарственных препаратов, оказывают всяческую помощь».

Дильер Джумабаев

Дильер Джумабаев

Всесторонняя поддержка пострадавшим от пыток

Житель Кара-Суйского района Дильер Джумабаев имеет большой опыт общения с правоохранительными органами. В 2010 году его обвинили в хранении огнестрельного оружия, благодаря работе юристов, он был оправдан. Через два года в его доме был первый обыск с целью обнаружения материалов экстремистского характера, но ничего не нашли. В 2014 году его обвинили в хранении экстремистских материалов. В суде прокурор просил 15 лет лишения свободы, суд осудил на 6 лет. Через несколько лет он вышел по условно-досрочному освобождению. «Я благодарен работе юристов БДК за квалифицированную правовую помощь. Участвовал в программе реабилитации потерпевших от пыток. Когда сталкиваюсь с нарушениями, рекомендую обращаться в эту организацию».

Партнеры

Все права защищены © 2020

Сайт разработан: http://webformat.kg