В стране утверждена Государственная целевая программа "Развитие системы правосудия Кыргызской Республики на 2023-2026 годы"

Апр 07.2023

Программа утверждена главой государства С.Жапаровым в начале марта 2023 года. Это уже третья государственная целевая программа, направленная на реформирование судебной системы, но в отличие от двух предыдущих, она охватывает реформирование как судебных органов, так и правоохранительных, а также других смежных правовых институтов, входящих в систему правосудия. Целью программы является укрепление независимости судов, повышение их прозрачности, продолжение процесса цифровизации, усиление межсекторального взаимодействия. «Общей целью реформирования системы правосудия является построение такой системы, которая позволит обеспечить получение судебной и иной защиты прав и свобод человека лучше, быстрее, проще, дешевле, чем в настоящее время».

 

Усиление независимости судов

Программа направлена на повышение доверия граждан к судам. Сейчас в стране количество судов первой инстанции составляет 64, из них: 44 - районные суды, 12 - городские суды, 8 - административные суды. Общее количество судей — 457. Основное количество судебных дел сосредоточено в судах первой инстанции. Наибольшая загруженность судов наблюдается в Бишкеке и Оше. Норматив нагрузки одного судьи по рассмотрению (без специализации) судебных дел и материалов в порядке уголовного и гражданского судопроизводства, дел об административных правонарушениях составляет 20 дел в месяц.

Сложившаяся нагрузка судей, сотрудников аппаратов судов в Бишкеке, Оше не соответствует установленным нормам нагрузки, что влечет к нарушению процессуальных сроков рассмотрения дел. Проблема усугубляется продолжающейся текучестью кадров в аппаратах местных судов, низких по сравнению с другими государственными органами размеров заработной платы.

Также необходимо пересмотреть штатную численность судей и сотрудников аппаратов судов в судах с высокой нагрузкой, а также рассмотреть вопрос снижения нагрузки судей путем развития досудебных и внесудебных (альтернативных) форм разрешения споров (суды аксакалов, медиации, бизнес-омбудсмен, третейские суды, административная юстиция).

В целях повышения эффективности деятельности судов аксакалов необходимо наладить их тесное сотрудничество с местными органами власти, оказывать им комплексную консультативную, методическую помощь по правильному применению законодательства со стороны судебных органов, возможно с привлечением ресурсов Высшей школы правосудия.

В программе говорится о необходимости материально-технического оснащения судов. Инфраструктура судов остается также на низком уровне, 90 процентов зданий судов нуждаются в модернизации, не хватает залов судебных заседаний. Проведение заседаний в залах является одним из факторов соблюдения стандартов справедливого судопроизводства.

В настоящее время суды располагаются в 77 зданиях. 68 зданий местных судов, 2 местных суда расположены в здании департамента государственных зданий и 2 суда не имеют собственного здания и располагаются в зданиях других ведомств. Достаточными коммунальными удобствами оснащены 24,7 процента зданий (центральное отопление, холодное водоснабжение), остальные здания не имеют достаточных удобств.

Практически все суды располагаются в зданиях, которые не были спроектированы под здания судов, а были построены как универсальный тип государственного учреждения.

В рамках реализации мероприятий программы продолжаются работы по капитальному ремонту и перепрофилированию домов правосудия в г.Каракол, в Джалал-Абадской области, а также строительству ведомственных домов для судей местных судов в регионах страны.

Приобретены земельные участки для строительства новых административных зданий судов в Московском районе Чуйской области, Алайском районе Ошской области, а также зданий домов правосудия в Таласской и Баткенской областях.

В тоже время требуется продолжить и активизировать работу по капитальному ремонту 25 зданий местных судов по республике, при этом необходимо выделить или построить 15 новых зданий.

 

Упрощение доступа к Конституционному суду

В программе есть ряд моментов, связанных с деятельностью Конституционного суда. Предусматривается усиление надзорного воздействия органов прокуратуры за исполнением конституционного Закона "О Конституционном суде КР", Закона "О Регламенте Жогорку Кенеша" и принятых на их основе подзаконных актов.

Также будет введен институт постоянных представителей Жогорку Кенеша, Верховного суда, Генеральной прокуратуры и Министерства юстиции в Конституционном суде для повышения эффективности и качества представления позиций в рамках конституционного судопроизводства. Согласно программе Совет судей имеет право на обращение в Конституционный суд.

В программе говорится об оптимизации электронного судопроизводства, в том числе о разработке программного обеспечения АИС «Конституционное правосудие» и ее интеграция с АИС «Infodocs». Цифровизация направлена на упрощение порядка обращения граждан. Решения Конституционного суда будут публиковаться в официальных печатных изданиях.

 

Что насчет суда присяжных заседателей?

Вновь поднимается вопрос о судах с присяжными заседателями. В 2009 году был принят Закон КР "О присяжных заседателях в судах Кыргызской Республики", но срок его вступления в силу был отложен до 2012 года. Затем срок откладывался еще несколько раз по причинам недостаточного финансирования и неготовности инфраструктуры судов для его реализации. Последнее изменение в указанный Закон было внесено в 2019 году, предусматривающее срок его вступления в силу с 1 января 2025 года.

В программе говорится, что институт присяжных заседателей важен для укрепления конституционных прав и свобод обвиняемых по уголовным делам, он способствует обеспечению прозрачности и состязательности процесса, искоренению коррупции, повышению качества отправления правосудия. Для реализации нужно решить ряд организационных вопросов, связанных с составлением бюджета, модернизации зданий судов, обучения сотрудников судебной системы, представителей органов местного самоуправления, правоохранительных органов и адвокатов и многое другое. Сам закон нуждается в пересмотре, так как он не отвечают современным требованиям.

 

Решение проблем адвокатуры КР

В программе говорится о проблемах, связанных с деятельностью адвокатов: зависимость, неравнозначность в судах, слабая работа комиссии по этике адвокатуры, недостаточный уровень компетенции адвокатов.

Необходимо усилить работу адвокатов по линии ГГЮП — гарантированной государственной юридической помощи. Недостаточное финансирование государством юридической помощи адвокатов не способствует их привлечению вступать в реестр ГГЮП. Это отражается на качестве правовой помощи, оказываемой уязвимым группам населения.

Для сравнения, в 2018 году — 18 552 400 сомов, а в 2021 году — 74 212 000 сомов было выделено по линии ГГЮП. Количество адвокатов, вступивших в реестр ГГЮП, составляет около 10% от общего числа адвокатов в стране. Особенно не хватает адвокатов в регионах.

Согласно программе, необходимо усилить работу по расширению охвата предоставления ГГЮП, в том числе путем увеличения размера вознаграждения адвокатам по ГГЮП как минимум в 2 раза.

На повышение качества работы адвокатов должна повлиять комиссия по этике при адвокатуре КР. Адвокаты, грубо нарушающие законодательство и положения Кодекса профессиональной этики адвоката, должны привлекаться к ответственности вплоть до лишения лицензии на право занятия адвокатской деятельностью. Также необходимо повысить требования к кандидатам на получение лицензии и усложнить порядок ее получения.

Требуется качественно иной подход к проверке уровня профессионализма у кандидатов и к поддержанию достаточного уровня профессионализма у действующих адвокатов.

Следует рассмотреть возможность обеспечения иммунитета от уголовного, гражданско-правового и административного преследования за правомерные действия, осуществляемые адвокатами при выполнении профессиональных обязанностей.

 

Доступность судов аксакалов

В стране зарегистрировано 795 судов аксакалов, что в 11 раз больше государственных судов. Количество дел, рассматриваемых судами аксакалов, в среднем составляет 3300 дел в год. Суды аксакалов не находятся в компетенции ни одного государственного органа. Они работают самостоятельно, не образуя единую систему подобных органов.

Суд аксакалов, на сегодняшний день - это современный институт, в котором использованы атрибуты "народного" суда - доступность для местного населения, выборы в члены судов аксакалов из числа наиболее авторитетных и уважаемых граждан, отсутствие бюрократии при рассмотрении споров, право разрешать споры на основе обычаев и традиций народов Кыргызстана.

За последние годы институт судов аксакалов подвергся серьезной трансформации. С одной стороны, отношение к судам аксакалов говорит об их востребованности. С другой, отсутствие юридических знаний и ограниченность полномочий влияет на уровень авторитета.

Суды аксакалов способствуют разгрузке судебной системы, поэтому необходимо усиливать их статус путем усовершенствования нормативно-правовой базы. Следует уточнить их статус, место и роль в государственном устройстве. А также нужно усилить финансовое и материально-техническое обеспечение.

 

Дорогие Друзья!

Уважаемые гости нашего сайта!
Общественное Объединение «Правозащитное движение:
«Бир Дуйно Кыргызстан» обращается к вам с просьбой об оказании спонсорской
поддержки в виде материального пожертвования!

Пожертвовать

Отзывы наших фокус групп

Шахбоз Латипов

Шахбоз Латипов

К диплому о юридическом образовании должен прилагаться опыт

Шахбоз Латипов, 24 года, молодой адвокат: «Когда пришел на стажировку в БДК, у меня не было опыта в юридической и правозащитной деятельности. Вместе с опытными старшими коллегами стал посещать судебные процессы, изучал документы, постепенно руководитель Хусанбай Салиев стал доверять мне подготовку документов, тщательно проверял и давал дельные советы. Опыт приходит со временем и с делами. Каждый день к нам приходят десятки людей, нуждающиеся в помощи, многие из них из социально-уязвимых слоев: малоимущие, многодетные, престарелые граждане. Юрист в правозащитной организации порой выполняет функции психолога, здесь важно уметь сохранить профессионализм, проявить эмпатию. В конце 2019 года я успешно сдал экзамен на право занятия адвокатской деятельностью и теперь веду дела в качестве адвоката. По сложным вопросам обращаюсь за помощью к коллегам, они всегда подскажут. В этом одна из сильных сторон организации: есть поддержка и понимание».

Феруза Амадалиева

Феруза Амадалиева

Организация объединяет регионы

Феруза Амадалиева, соцработник, лидер, педагог: «ТОТ от БДК — отличная возможность познакомиться с участниками из регионов, мы продолжаем общаться в соцсетях, когда встречаемся на мероприятиях, как близкие друзья, настолько теплые у нас отношения! На мероприятиях я повысила свои знания, систематизировала, уточнила как применять на практике. Мне очень нравятся модули, как построена система обучения и практики: ролевые игры, теория, дискуссии. Каждый человек раскрывается. Я стала лидером для других уязвимых женщин, стараюсь помогать им и воволекать в подобные мероприятия». Феруза Амадалиева является постоянным участником многих мероприятий БДК, приглашает юристов БДК для оказания правовых консультаций уязвимым женщинам.

Нуриза Талантбек кызы

Нуриза Талантбек кызы

Стала уверенной в себе

Летом 2019 года Нуриза Талантбек кызы принимала активное участие в проведении региональных показов документальных фильмов, помогала с организационными вопросами во время проведения кампании, приуроченной к Дню защиты жертв пыток, участвовала в выездах, прошла ТОТ по женскому лидерству. В прошлом она мигрант, работала в одном НПО в Оше, сейчас трудится в Бишкеке в сфере услуг. Участие в ТОТ она называет "бесценным опытом": "Я впервые посетила подобное мероприятие, получила именно ту информацию, которая была мне необходима, за это я искренне благодарна организаторам. У меня в жизни случались очень тяжелые моменты, благодаря тем знаниям, я смогла их преодолеть, я выстояла! После ТОТ я стала более уверенная в себе, глубже понимать суть прав человека, научилась отстаивать свои интересы”.

Шукурулло Кочкаров

Шукурулло Кочкаров

Подсудимый скончался. Работа по его реабилитации продолжается

Дело Шукурулло Кочкарова показывает, что работа по сложным делам продолжается много лет. После пыток в 2010 году он стал инвалидом. Удалось добиться оправдания по одной из статей обвинения, продолжается работа по его реабилитации и признанию его жертвой пыток для выплат ущерба. Суды продолжаются уже без Шукурулло Кочкарова — 2 августа 2019 года он скончался. Его интересы представляет его отец Саидазиз Кочкаров, тоже имеющий инвалидность по зрению. «Много лет нас поддерживают сотрудники БДК, ведут дело моего сына, привозили его суд, так как он не мог самостоятельно передвигаться, постоянно помогают нашей семье: я и моя жена прошли курс реабилитации, сыну помогли с обеспечением лекарственных препаратов, оказывают всяческую помощь».

Дильер Джумабаев

Дильер Джумабаев

Всесторонняя поддержка пострадавшим от пыток

Житель Кара-Суйского района Дильер Джумабаев имеет большой опыт общения с правоохранительными органами. В 2010 году его обвинили в хранении огнестрельного оружия, благодаря работе юристов, он был оправдан. Через два года в его доме был первый обыск с целью обнаружения материалов экстремистского характера, но ничего не нашли. В 2014 году его обвинили в хранении экстремистских материалов. В суде прокурор просил 15 лет лишения свободы, суд осудил на 6 лет. Через несколько лет он вышел по условно-досрочному освобождению. «Я благодарен работе юристов БДК за квалифицированную правовую помощь. Участвовал в программе реабилитации потерпевших от пыток. Когда сталкиваюсь с нарушениями, рекомендую обращаться в эту организацию».

Партнеры

Все права защищены © 2020

Сайт разработан: http://webformat.kg