Совместное заявление участников Регионального экспертного семинара представителей гражданского общества Центральной Азии для Министерской конференции стран ОБСЕ в Мальте 3 – 6 декабря 2024 г.

Уважаемые господа Совета министров ОБСЕ!
Мы, участники Регионального экспертного семинара представителей организаций гражданского общества, который состоялся 26–27 ноября 2024 года в г.Алматы (Казахстан), выражаем глубокую озабоченность в связи с тревожным ухудшением ситуации с правами человека[1] и важности соблюдения гендерной инклюзивности[2] в трудовых правах[3] и сужением гражданского пространства[4] в условиях адаптации к глобальным климатическим кризисам в Центральной Азии[5].
В результате репрессии со стороны властей, не доступ к ресурсам и правосудию, подрывают мирное и успешное развитие экономики[6] и доверие граждан к властям стран в условиях новых рисков и бедствий, включая экологические катастрофы, которые растут из-за хищного бизнеса и коррупции[7]. Климатические изменения могут создавать угрозы устойчивости демократических институтов и региональной стабильности[8]. Это отражено в Мадридском документе ОБСЕ 2007 года где ОБСЕ подчеркивает свою роль в решении этих вопросов в рамках безопасности согласно главе VIII Устава ООН, предлагая дополняющий вклад в борьбу с климатическими проблемами. Также в Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК), в Докладах Специального докладчика ООН по правам человека и окружающей среде, в Канкунском соглашении (2010 г.) и в Руководстве ОБСЕ по правам человека и окружающей среде указывается особое внимание на связь между климатическими кризисами и правами человека[9].
Мы считаем, что причинами упадка демократии в нашем регионе являются неспособность наших государств адекватно решать наиболее серьезные проблемы общества[10] в условиях адаптации к глобальным климатическим кризисам[11], включая экономическое неравенство, что приводит к регрессу в области прав человека в наших странах[12].
Системная безнаказанность чиновников привела к росту уровня насилия, военным преступлениям и агрессии со стороны России в Украине[13], а также распространению религиозного радикализма и влияния Движения “Талибан” в регионе Центральной Азии[14], в результате растет недоверие и к международным институтам, ОБСЕ и ООН.
Основными документами, направленным на ликвидацию дискриминации женщин во всех сферах жизни по вопросами гендерной инклюзивности и равенства являются Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW) и Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года по обеспечению гендерного равенства и расширение прав и возможностей женщин и девочек. Стратегические цели и меры для достижения гендерного равенства отражены в Пекинской платформй действий (1995). Резолюция Совета Безопасности ООН 1325 (2000) о женщинах, мире и безопасности признает важность участия женщин в процессах поддержания мира и безопасности, Стамбульская конвенция (2011) является важным документом по предотвращению и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием.
Рекомендации для властей:
- Важно обеспечить реализацию свободы объединений и гражданского пространства[15] для прозрачности и подотчетного управления развития многостороннего диалога между гражданским обществом и властями[16];
- Содействовать согласованности и последовательной позиции в ответных мерах на сокращение гражданского пространства в странах ЦА. Мы призываем обеспечить единый и принципиальный ответ с целью отстаивания демократических ценностей и защиты гражданского общества[17];
- Использовать статус и возможности международных финансовых институтов (МФИ) для защиты гражданского пространства. Для этого мы рекомендуем государствам-членам ОБСЕ[18] использовать свое влияние на включении в проекты банков по развитию и международных финансовых институтов[19] в части исполнения положений о защите гражданского пространства и обеспечить активное вовлечение местных ОГО в планирование, реализацию и оценку финансируемых проектов, особое внимание важно обратить на локализацию проектов финансовых институтов на местном уровне с участием нужд и потребностей местных сообществ, проживающих в условиях рисков и бедствий;
- Создать четкую законодательную базу нормативно-правовых актов, включая принятие и обновление законов, интеграцию международных стандартов (CEDAW, Стамбульская конвенция, ОБСЕ) в национальные законодательства[20];
- Продвигать принятие в странах ЦА комплексных антидискриминационных законов, с включением туда всех возможных признаков дискриминации, в том числе гендера, и требовать их соблюдения. Особого внимания требует законодательство против всех форм гендерного насилия и обеспечение неотвратимости наказания за подобные преступления.
Рекомендации для партнеров ОБСЕ:
- Усилить полевые офисы ОБСЕ в странах региона ЦА и роли Института Омбудсмена и других национальных правозащитных механизмов и приведение их в соответствие с требованиями Парижских принципов и трех корзин ОБСЕ;
- Призвать страны ЦА соблюдать свободу объединения для профсоюзов и в соответствии с Конвенцией №87 МОТ осуществлять своё право на создание профсоюзных организаций без предварительного разрешения;
- Призвать искоренить насилие и домогательства в сфере труда в соответствии с Конвенцией МОТ №190 и закрепить право каждого человека на мир труда, свободный от насилия и притеснений, включая гендерное насилие и домогательства;
- Расширить сети кризисных центров в целях поддержки пострадавших и уязвимых групп, безопасных убежищ для жертв насилия и усиление защиты прав женщин и девочек с инвалидностью;
- Обеспечить общественный мониторинг для просвещения и участия женщин в реализации образовательных программ о гендерном насилии и недискриминации в школах и университетах и обеспечение права женщин на участие в делах государства, в том числе путем введения гендерных квот (50%) во всех ветвях власти.
- Создать межгосударственную платформу мониторинга выполнения обязательств государствами Центральной Азии, включающую представителей гражданского общества, международных организаций и национальных омбудсменов, с регулярной публикацией отчетов и анализом прогресса, объединив совместные усилия по борьбе с системной безнаказанностью[21].
Рекомендации для доноров по развитию:
- Создавать необходимые условия для локализации проектов международных доноров по развитию и выработать единую стратегию условий оказания помощи, установление четких критериев и проведение регулярных оценок прозрачности, подотчетности и выполнения правительствами стран Центральной Азии международных обязательств в области прав человека[22] в качестве предварительного условия в рамках продвижения Руководящих принципов ООН «Бизнес и права человека»[23];
- Разработать и внедрить программы обучения для женщин и девушек по укреплению лидерских качеств, навыков участия в политике, а также защиты их прав, с акцентом на локализацию Резолюции 1325 Совета Безопасности ООН. Программы должны быть доступны на национальных языках и учитывать региональные особенности.
- Ввести обязательную экологическую и социальную экспертизу для всех проектов международных финансовых институтов (МФИ), реализуемых в регионе, с включением в процесс оценки местных сообществ[24]. Особое внимание должно быть уделено проектам, влияющим на права человека и природные ресурсы.
- Подготовить комплексный план реагирования на насилие, включающий:
- Создание специализированных медицинских, юридических и психологических центров поддержки жертв.
- Открытие круглосуточных горячих линий для пострадавших.
- Формирование мобильных групп оперативного реагирования на случаи насилия, особенно в отдаленных регионах.
- Установить специальные программы интеграции лиц с инвалидностью, включая обязательное квотирование их участия в общественной, образовательной и профессиональной сферах. Внедрить механизмы защиты прав детей и взрослых с инвалидностью в рамках национальных стратегий в формате международных обязательств.
- Организовать регулярные встречи (не менее двух раз в год) между представителями ОБСЕ, ООН, ЕС и стран Центральной Азии для обсуждения прогресса в реализации рекомендаций, на основе анализа проблем в выполнении обязательств по человеческому измерению и содействовать обмену лучшими практиками между странами региона ОБСЕ.
По всем вопросам обращаться к исполнительному директору «Бир Дуйно Кыргызстан» Мурату Карыпову: birduinokyrgyzstan@gmail.com, m.karypov@gmail.com, +996 (772) 163-229, +996555422222
[3] https://www.ohchr.org/sites/default/files/documents/publications/guidingprinciplesbusinesshr_en.pdf
[5] https://birduino.kg/en/press/report-on-the-results-of-the-project-view-from-the-frontline-(vfl)-conducted-by-the-human-rights-movement-bir-duino-kyrgyzstan-in-partnership-with-the-public-association-ayil-demilgesi
[6] https://docs.google.com/document/d/1qO6ZoGL4idQSNhsYADAZ4uFN7wuTfNgi/edit?usp=sharing&ouid=116371988445374102758&rtpof=true&sd=true
[10] https://birduino.kg/pressaru/naczionalnyij-otchet-pravozashhitnogo-dvizheniya-%C2%ABbir-dujno-kyirgyizstan%C2%BB-po-proektu-%C2%ABvzglyad-s-peredovoj%C2%BB-analiz-dannyix-i-osnovnyie-rezultatyi
[14] https://birduino.kg/pressaru/01-dekabrya-2021,-stokgolm,-shvecziya-parallelnaya-konferencziya-grazhdanskoj-platformyi-solidarnosti-pri-obse
[16] https://birduino.kg/pressaru/obshhestvennoe-obedinenie-bir-dujno-kyirgyizstan-inicziirovalo-sudebnyie-razbiratelstva-v-zashhitu-konstituczionnogo-prava-na-svobodu-obedinenij-i-realizacziyu-grazhdanami-prava-uchastvovat-v-upravlenii-delami-obshhestva-i-gosudarstva
[19] https://birduino.kg/pressaru/otkryitoe-obrashhenie-komandyi-bir-dujno-kyirgyizstan-v-xode-ezhegodnoj-vstrechi-ebrr-s-grazhdanskim-obshhestvom-g.erevan,-armeniya-14-17-maya-2024-g
[21] https://www.pgaction.org/ilhr/rome-statute/global-initiative-againsty-impunity/video-global-initiative-against-impunity.html
[22] https://iphronline.org/articles/kyrgyzstan-reports-for-un-review-highlight-backsliding-on-civic-freedoms-justice-sector-challenges-and-persistent-torture/