Совместное заявление участников Регионального экспертного семинара представителей гражданского общества Центральной Азии для Министерской конференции стран ОБСЕ в Мальте 3 – 6 декабря 2024 г.

Дек 02.2024

Уважаемые господа Совета министров ОБСЕ!

Мы, участники Регионального экспертного семинара представителей организаций гражданского общества, который состоялся 26–27 ноября 2024 года в г.Алматы (Казахстан), выражаем глубокую озабоченность в связи с тревожным ухудшением ситуации с правами человека[1] и важности соблюдения гендерной инклюзивности[2] в трудовых правах[3]  и сужением гражданского пространства[4] в условиях адаптации к глобальным климатическим кризисам в Центральной Азии[5].

В результате репрессии со стороны властей, не доступ к ресурсам и правосудию, подрывают мирное и успешное развитие экономики[6] и доверие граждан к властям стран  в условиях новых рисков и бедствий, включая экологические катастрофы, которые растут из-за хищного бизнеса и коррупции[7]. Климатические изменения могут создавать угрозы устойчивости демократических институтов и региональной стабильности[8]. Это отражено в Мадридском документе ОБСЕ 2007 года где ОБСЕ подчеркивает свою роль в решении этих вопросов в рамках безопасности согласно главе VIII Устава ООН, предлагая дополняющий вклад в борьбу с климатическими проблемами. Также в Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК),  в Докладах Специального докладчика ООН по правам человека и окружающей среде, в Канкунском соглашении (2010 г.) и в Руководстве ОБСЕ по правам человека и окружающей среде указывается особое внимание на связь между климатическими кризисами и правами человека[9].

Мы считаем, что причинами упадка демократии в нашем регионе являются неспособность наших государств адекватно решать наиболее серьезные проблемы общества[10] в условиях адаптации к глобальным климатическим кризисам[11], включая экономическое неравенство, что приводит к регрессу в области прав человека в наших странах[12].

Системная безнаказанность чиновников привела к росту уровня насилия, военным преступлениям и агрессии со стороны России в Украине[13], а также распространению религиозного радикализма и влияния Движения “Талибан” в регионе Центральной Азии[14], в результате растет недоверие и к международным институтам, ОБСЕ и ООН.

Основными документами, направленным на ликвидацию дискриминации женщин во всех сферах жизни по вопросами гендерной инклюзивности и равенства являются  Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW) и Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года по обеспечению гендерного равенства и расширение прав и возможностей женщин и девочек. Стратегические цели и меры для достижения гендерного равенства отражены в Пекинской платформй действий (1995).  Резолюция Совета Безопасности ООН 1325 (2000) о женщинах, мире и безопасности признает важность участия женщин в процессах поддержания мира и безопасности, Стамбульская конвенция (2011) является важным документом по предотвращению и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием.

Рекомендации для властей:

  • Важно обеспечить реализацию свободы объединений и гражданского пространства[15] для прозрачности и подотчетного управления развития многостороннего диалога между гражданским обществом и властями[16];
  • Содействовать согласованности и последовательной позиции в ответных мерах на сокращение гражданского пространства в странах ЦА. Мы призываем обеспечить единый и принципиальный ответ с целью отстаивания демократических ценностей и защиты гражданского общества[17];
  • Использовать статус и возможности международных финансовых институтов (МФИ) для защиты гражданского пространства. Для этого мы рекомендуем государствам-членам ОБСЕ[18] использовать свое влияние на включении в проекты банков по развитию и международных финансовых институтов[19] в части исполнения положений о защите гражданского пространства и обеспечить активное вовлечение местных ОГО в планирование, реализацию и оценку финансируемых проектов, особое внимание важно обратить на локализацию проектов финансовых институтов на местном уровне с участием нужд и потребностей местных сообществ, проживающих в условиях рисков и бедствий;
  • Создать четкую законодательную базу нормативно-правовых актов, включая принятие и обновление законов, интеграцию международных стандартов (CEDAW, Стамбульская конвенция, ОБСЕ) в национальные законодательства[20];
  • Продвигать принятие в странах ЦА комплексных антидискриминационных законов, с включением туда всех возможных признаков дискриминации, в том числе гендера, и требовать их соблюдения. Особого внимания требует законодательство против всех форм гендерного насилия и обеспечение неотвратимости наказания за подобные преступления.

Рекомендации для партнеров ОБСЕ:

  • Усилить полевые офисы ОБСЕ в странах региона ЦА и роли Института Омбудсмена и других национальных правозащитных механизмов и приведение их в соответствие с требованиями Парижских принципов и трех корзин ОБСЕ;
  • Призвать страны ЦА соблюдать свободу объединения для профсоюзов и в соответствии с Конвенцией №87 МОТ осуществлять своё право на создание профсоюзных организаций без предварительного разрешения;
  • Призвать искоренить насилие и домогательства в сфере труда в соответствии с Конвенцией МОТ №190 и закрепить право каждого человека на мир труда, свободный от насилия и притеснений, включая гендерное насилие и домогательства;
  • Расширить сети кризисных центров в целях поддержки пострадавших и уязвимых групп, безопасных убежищ для жертв насилия и усиление защиты прав женщин и девочек с инвалидностью;
  • Обеспечить общественный мониторинг для просвещения и участия женщин в реализации образовательных программ о гендерном насилии и недискриминации в школах и университетах и обеспечение права женщин на участие в делах государства, в том числе путем введения гендерных квот (50%) во всех ветвях власти.
  • Создать межгосударственную платформу мониторинга выполнения обязательств государствами Центральной Азии, включающую представителей гражданского общества, международных организаций и национальных омбудсменов, с регулярной публикацией отчетов и анализом прогресса, объединив совместные усилия по борьбе с системной безнаказанностью[21].

Рекомендации для доноров по развитию:

  • Создавать необходимые условия для локализации проектов международных доноров по развитию и выработать единую стратегию условий оказания помощи, установление четких критериев и проведение регулярных оценок прозрачности, подотчетности и выполнения правительствами стран Центральной Азии международных обязательств в области прав человека[22] в качестве предварительного условия в рамках продвижения Руководящих принципов ООН «Бизнес и права человека»[23]
  • Разработать и внедрить программы обучения для женщин и девушек по укреплению лидерских качеств, навыков участия в политике, а также защиты их прав, с акцентом на локализацию Резолюции 1325 Совета Безопасности ООН. Программы должны быть доступны на национальных языках и учитывать региональные особенности.
  • Ввести обязательную экологическую и социальную экспертизу для всех проектов международных финансовых институтов (МФИ), реализуемых в регионе, с включением в процесс оценки местных сообществ[24]. Особое внимание должно быть уделено проектам, влияющим на права человека и природные ресурсы.
  • Подготовить комплексный план реагирования на насилие, включающий:
  • Создание специализированных медицинских, юридических и психологических центров поддержки жертв.
  • Открытие круглосуточных горячих линий для пострадавших.
  • Формирование мобильных групп оперативного реагирования на случаи насилия, особенно в отдаленных регионах.
  • Установить специальные программы интеграции лиц с инвалидностью, включая обязательное квотирование их участия в общественной, образовательной и профессиональной сферах. Внедрить механизмы защиты прав детей и взрослых с инвалидностью в рамках национальных стратегий в формате международных обязательств.
  • Организовать регулярные встречи (не менее двух раз в год) между представителями ОБСЕ, ООН, ЕС и стран Центральной Азии для обсуждения прогресса в реализации рекомендаций, на основе анализа проблем в выполнении обязательств по человеческому измерению и содействовать обмену лучшими практиками между странами региона ОБСЕ.

 

По всем вопросам обращаться к исполнительному директору «Бир Дуйно Кыргызстан» Мурату Карыпову: birduinokyrgyzstan@gmail.com, m.karypov@gmail.com, +996 (772) 163-229, +996555422222

 


[1] https://monitor.civicus.org

[2] https://www.ohchr.org/en/civic-space

[3] https://www.ohchr.org/sites/default/files/documents/publications/guidingprinciplesbusinesshr_en.pdf

[4] https://civic-forum.eu/civic-space-report-2024

[5] https://birduino.kg/en/press/report-on-the-results-of-the-project-view-from-the-frontline-(vfl)-conducted-by-the-human-rights-movement-bir-duino-kyrgyzstan-in-partnership-with-the-public-association-ayil-demilgesi

[6] https://docs.google.com/document/d/1qO6ZoGL4idQSNhsYADAZ4uFN7wuTfNgi/edit?usp=sharing&ouid=116371988445374102758&rtpof=true&sd=true

[7] https://oper.kaktus.media/doc/344242_gde_v_kyrgyzstane_opasno_jit_i_nahoditsia_karta.html

[8] https://forum-asia.org/wp-content/uploads/2022/11/Justice-in-Waiting-_-Report-_-EN.pdf

[9] https://www.ohchr.org/en/documents/thematic-reports/ahrc5731-civil-society-space

[10] https://birduino.kg/pressaru/naczionalnyij-otchet-pravozashhitnogo-dvizheniya-%C2%ABbir-dujno-kyirgyizstan%C2%BB-po-proektu-%C2%ABvzglyad-s-peredovoj%C2%BB-analiz-dannyix-i-osnovnyie-rezultatyi

[11] https://birduino.kg/pressaru/kanczleru-federativnoj-respubliki-germaniya-g-nu-olafu-sholczu

[12] https://www.venice.coe.int/webforms/documents/default.aspx?pdffile=CDL-AD(2024)033-e

[13] https://www.youtube.com/watch?v=xrt4weMxOUQ

[14] https://birduino.kg/pressaru/01-dekabrya-2021,-stokgolm,-shvecziya-parallelnaya-konferencziya-grazhdanskoj-platformyi-solidarnosti-pri-obse

[15] https://euobserver.com/eu-and-the-world/ar6e8d4392

[16] https://birduino.kg/pressaru/obshhestvennoe-obedinenie-bir-dujno-kyirgyizstan-inicziirovalo-sudebnyie-razbiratelstva-v-zashhitu-konstituczionnogo-prava-na-svobodu-obedinenij-i-realizacziyu-grazhdanami-prava-uchastvovat-v-upravlenii-delami-obshhestva-i-gosudarstva

[17] https://2706.capsunlock.org/files/Strategic_autonomy_for_Central_Asia_booklet.pdf

[18] https://www.osce.org/permanent-council/576522

[19] https://birduino.kg/pressaru/otkryitoe-obrashhenie-komandyi-bir-dujno-kyirgyizstan-v-xode-ezhegodnoj-vstrechi-ebrr-s-grazhdanskim-obshhestvom-g.erevan,-armeniya-14-17-maya-2024-g

[20] https://euobserver.com/eu-and-the-world/ar6e8d4392

[21] https://www.pgaction.org/ilhr/rome-statute/global-initiative-againsty-impunity/video-global-initiative-against-impunity.html

[22] https://iphronline.org/articles/kyrgyzstan-reports-for-un-review-highlight-backsliding-on-civic-freedoms-justice-sector-challenges-and-persistent-torture/

[23] https://www.undp.org/ru/kyrgyzstan/stories/rukovodyaschie-principy-oon-predprinimatelskoy-deyatelnosti-v-aspekte-prav-cheloveka

[24] https://forum-asia.org/wp-content/uploads/2023/12/OYL-Kyrgyzstan.pdf

 

Дорогие Друзья!

Уважаемые гости нашего сайта!
Общественное Объединение «Правозащитное движение:
«Бир Дуйно Кыргызстан» обращается к вам с просьбой об оказании спонсорской
поддержки в виде материального пожертвования!

Пожертвовать

Отзывы наших фокус групп

Шахбоз Латипов

Шахбоз Латипов

К диплому о юридическом образовании должен прилагаться опыт

Шахбоз Латипов, 24 года, молодой адвокат: «Когда пришел на стажировку в БДК, у меня не было опыта в юридической и правозащитной деятельности. Вместе с опытными старшими коллегами стал посещать судебные процессы, изучал документы, постепенно руководитель Хусанбай Салиев стал доверять мне подготовку документов, тщательно проверял и давал дельные советы. Опыт приходит со временем и с делами. Каждый день к нам приходят десятки людей, нуждающиеся в помощи, многие из них из социально-уязвимых слоев: малоимущие, многодетные, престарелые граждане. Юрист в правозащитной организации порой выполняет функции психолога, здесь важно уметь сохранить профессионализм, проявить эмпатию. В конце 2019 года я успешно сдал экзамен на право занятия адвокатской деятельностью и теперь веду дела в качестве адвоката. По сложным вопросам обращаюсь за помощью к коллегам, они всегда подскажут. В этом одна из сильных сторон организации: есть поддержка и понимание».

Феруза Амадалиева

Феруза Амадалиева

Организация объединяет регионы

Феруза Амадалиева, соцработник, лидер, педагог: «ТОТ от БДК — отличная возможность познакомиться с участниками из регионов, мы продолжаем общаться в соцсетях, когда встречаемся на мероприятиях, как близкие друзья, настолько теплые у нас отношения! На мероприятиях я повысила свои знания, систематизировала, уточнила как применять на практике. Мне очень нравятся модули, как построена система обучения и практики: ролевые игры, теория, дискуссии. Каждый человек раскрывается. Я стала лидером для других уязвимых женщин, стараюсь помогать им и воволекать в подобные мероприятия». Феруза Амадалиева является постоянным участником многих мероприятий БДК, приглашает юристов БДК для оказания правовых консультаций уязвимым женщинам.

Нуриза Талантбек кызы

Нуриза Талантбек кызы

Стала уверенной в себе

Летом 2019 года Нуриза Талантбек кызы принимала активное участие в проведении региональных показов документальных фильмов, помогала с организационными вопросами во время проведения кампании, приуроченной к Дню защиты жертв пыток, участвовала в выездах, прошла ТОТ по женскому лидерству. В прошлом она мигрант, работала в одном НПО в Оше, сейчас трудится в Бишкеке в сфере услуг. Участие в ТОТ она называет "бесценным опытом": "Я впервые посетила подобное мероприятие, получила именно ту информацию, которая была мне необходима, за это я искренне благодарна организаторам. У меня в жизни случались очень тяжелые моменты, благодаря тем знаниям, я смогла их преодолеть, я выстояла! После ТОТ я стала более уверенная в себе, глубже понимать суть прав человека, научилась отстаивать свои интересы”.

Шукурулло Кочкаров

Шукурулло Кочкаров

Подсудимый скончался. Работа по его реабилитации продолжается

Дело Шукурулло Кочкарова показывает, что работа по сложным делам продолжается много лет. После пыток в 2010 году он стал инвалидом. Удалось добиться оправдания по одной из статей обвинения, продолжается работа по его реабилитации и признанию его жертвой пыток для выплат ущерба. Суды продолжаются уже без Шукурулло Кочкарова — 2 августа 2019 года он скончался. Его интересы представляет его отец Саидазиз Кочкаров, тоже имеющий инвалидность по зрению. «Много лет нас поддерживают сотрудники БДК, ведут дело моего сына, привозили его суд, так как он не мог самостоятельно передвигаться, постоянно помогают нашей семье: я и моя жена прошли курс реабилитации, сыну помогли с обеспечением лекарственных препаратов, оказывают всяческую помощь».

Дильер Джумабаев

Дильер Джумабаев

Всесторонняя поддержка пострадавшим от пыток

Житель Кара-Суйского района Дильер Джумабаев имеет большой опыт общения с правоохранительными органами. В 2010 году его обвинили в хранении огнестрельного оружия, благодаря работе юристов, он был оправдан. Через два года в его доме был первый обыск с целью обнаружения материалов экстремистского характера, но ничего не нашли. В 2014 году его обвинили в хранении экстремистских материалов. В суде прокурор просил 15 лет лишения свободы, суд осудил на 6 лет. Через несколько лет он вышел по условно-досрочному освобождению. «Я благодарен работе юристов БДК за квалифицированную правовую помощь. Участвовал в программе реабилитации потерпевших от пыток. Когда сталкиваюсь с нарушениями, рекомендую обращаться в эту организацию».

Партнеры

Все права защищены © 2020

Сайт разработан: http://webformat.kg