Речь Жаклин на встрече WLP в Касабланке, 2025 год

В ознаменование 25-й годовщины встречи WLP в Касабланке
мы объединяемся через границы, поколения и идентичности, чтобы противостоять углубляющемуся гендерному неравенству, климатическому кризису, сужающемуся гражданскому пространству и репрессивным реформам законодательства — осознавая, что только через интерсекциональную солидарность и коллективные действия мы сможем обеспечить справедливое, инклюзивное и устойчивое будущее для всех женщин и маргинализированных сообществ по всему миру!
Жаклин Питанги
Жаклин Питанги — бразильский социолог и политолог. Она училась в Университете Лувена в Бельгии, в Католическом университете Чили и проходила аспирантуру в Университете Сан-Паулу.
В 1986 году она была назначена Президентом Бразилии на должность председателя Совета по правам женщин и участвовала в конституционной реформе для обеспечения прав женщин.
В 1990 году она основала Центр гражданских исследований и действий CEPIA и является его исполнительным директором.
CEPIA — это авторитетная неправительственная организация в области прав человека и гендерного равенства в Бразилии.
Жаклин является членом исследовательской группы по вопросам демократии, прав человека и памяти при Институте высоких исследований Университета Сан-Паулу.
Она входит в Межамериканский диалог, Национальную комиссию по народонаселению и развитию при правительстве Бразилии, редакционный комитет журнала Health and Human Rights Review Гарвардского университета, а также в Совет WLP, среди прочего.
Она часто публикуется в Бразилии и за рубежом.
Награждена медалью Риу-Бранку Министерства иностранных дел, почетным титулом гражданки Рио-де-Жанейро, включена в список «1000 женщин — кандидаток на Нобелевскую премию мира».
Речь Жаклин на встрече WLP в Касабланке, 2025 год
Доброе утро!
Я так рада быть здесь, участвовать в личной встрече TPC и снова видеть вас. Спасибо Эллисон, Лейле и команде WLP за то, что собрали нас здесь, чтобы делиться опытом, учиться друг у друга и заряжаться энергией, чтобы продолжать борьбу в это непростое время. И ADFM — за гостеприимство.
Я также рада быть здесь с членами совета и нашей председательницей Мадхави, и Тораей, почетным членом совета. Мне жаль, что Махназ не смогла быть с нами, чтобы отметить 25 лет WLP, отпраздновать ее лидерство и продолжающееся присутствие WLP как ключевой организации по защите прав женщин. Да здравствует WLP!
А теперь перейду к теме моего выступления. Лейла задала множество важных вопросов. Не уверена, что смогу на все ответить, но поделюсь своими мыслями на тему: Феминистские движения перед лицом отката.
Прежде всего, несколько слов о контексте, в котором сегодня существует феминизм как повестка и как социальное движение. Сейчас мы живем в эпоху революции, меняющей производственные, коммерческие, финансовые системы, трудовые отношения, влияющей на здравоохранение и образование, трансформирующей человеческие отношения и политику. Я говорю о технологической революции — особенно в сфере информации, ИТ и, более недавно, искусственного интеллекта, роль которого в этой революции пока не до конца понятна. Не говоря уже о робототехнике и других технологических достижениях.
Интересно, что параллельно с этой глубокой ИТ-революцией, которую мы бы охарактеризовали как проявление современности, мы наблюдаем другое явление, идущее в противоположном направлении, как будто машина едет задним ходом — это наступление консервативной волны, проявляющееся в политике, культуре, законах, обычаях, ценностях, верованиях. Это волна отката в области прав человека, прав женщин, гендера, плюрализма, разнообразия, науки, экологии.
Феминизм оказался на перекрестке этих, казалось бы, противоположных движений. И это большая проблема, потому что ресурсы ИТ используются крайне правыми для продвижения моральных ценностей и патриархальных моделей поведения, главной целью которых являются гендерные и женские права. Мы не на периферии этих атак. Мы — в центре.
Их повестка — разрушить то, что было достигнуто, и навязать возвращение к иерархическим гендерным отношениям, к образу женщины как домохозяйки, матери, жены, заботливой — и покорной мужчине.
Я считаю, что это глобальное явление, масштабы и последствия которого зависят от политических лидеров, систем власти, культурных и религиозных особенностей конкретной страны. Превратится ли эта волна в цунами или замедлится и будет сдержана — зависит от нашей способности использовать те же инструменты для защиты достигнутого и продвижения вперед. От нашей способности укреплять альянсы — как между собой, так и с другими организациями гражданского общества, чьи повестки также под угрозой, с представителями власти — судебной, законодательной, исполнительной, со СМИ и другими.
От США до стран Европы, Латинской Америки, Азии и Африки — правые силы инвестируют огромные ресурсы в атаки на наши достижения. Понятие «гендер» демонизируется и даже исключается из документов ООН, из школьных программ, из государственной политики.
Аборт рассматривается как преступление, а не как вопрос здравоохранения. Как грех, даже в странах с секулярными правительствами. Послушание женщин мужчинам оправдывается священными текстами, бросая вызов реформам семейного права. Эти откаты часто преподносятся как "спасение женщин", даже как новый "гуманный феминизм"…
Поразительно, насколько стратегически и эффективно они создают теории заговора и предлагают бинарное видение мира: с одной стороны — они, «защитники семьи, детей, частной собственности, родины», «христианской западной цивилизации», а с другой — феминизм, мультисторонность, экологи, мигранты, ЛГБТ и другие движения, якобы разрушающие семью и порядок. Даже наука и университеты входят в эту «группу угроз».
Такое бинарное видение мира воздействует на умы и сердца людей, заставляя женщин воспринимать феминизм как разрушение общественного порядка, а гендер — как угрозу «естественному» порядку, где биологический пол якобы определяет социальные различия между мужчинами и женщинами. Эта анти феминистская перспектива влияет на законы, политику и финансирование. То, что происходит в США — яркий пример последствий.
Конечно, мир переживает беспрецедентные войны, конфликты, напряженность — вторжение в Украину, уничтожение жизней в Газе, конфликты в Африке. Консервативная волна действует в этом дистопичном мире, предлагая взамен стабильность, безопасность и порядок.
Что же нам делать?
Во-первых, сохранять энергию и надежду. И участие в этом TPC очень помогает. Сохраняем позитивный настрой: наша адвокация, коммуникация, исследования, публикации, марши — всё, что мы делали и продолжаем делать, сыграло ключевую роль. У нас много сторонников. Признаем нашу силу и ценность.
Вот почему мы — в центре атаки. Потому что мы — сильные.
Но эта поддержка — территория борьбы. И мы должны бороться за неё, будь то государственные сектора, доноры, ученые, женщины в целом, молодежь, бизнес, политики, деятели культуры.
Как?
Коммуникация — ключ. Нужно инвестировать в ИТ, развивать свои коммуникативные навыки, использовать правильный язык для разных аудиторий. Применять интерсекциональную и правозащитную перспективу. Показывать, что мир лучше с демократией, толерантностью, уважением к разнообразию и равенству. Что дом безопаснее, а семья счастливее без насилия. Что здоровье улучшается с доступом к контрацепции, безопасному аборту, пренатальному уходу. Что работающие женщины способствуют экономическому росту, что образование женщин — ключ к развитию.
Одна из стратегий — выйти из нашего безопасного «пузыря» и обратиться к другим, в зависимости от контекста. В Бразилии, например, важно наладить диалог с религиозными евангельскими женщинами, усилить адвокацию с законодателями, юристами, инвестировать в молодежь — через школы, молодежные объединения.
Недавно я опубликовала колонку в обзоре Гарварда, которую назвала "Территории здравоохранения и прав человека как поле борьбы" — я отправила её сегодня Эллисон и Лейле, возможно, они поделятся. Там я также предлагаю стратегии возвращения утраченных позиций.
Строим альянсы, заявляем о своих победах, показывая, как они изменили статус женщин и девочек, улучшили безопасность, здоровье, образование. Это способствует развитию, экономическому росту, ненасильственным семейным отношениям, и утверждает человеческую безопасность и толерантность. Это трудно. Но мы к этому привыкли.
Так что — вперёд! Помня греческий миф о Пандоре, которая выпустила зло, но оставила в ящике надежду.