Правовой анализ “Бир Дуйно Кыргызстан” о негативном опыте стран, вернувшихся к смертной казни и ее трагических последствиях для КР “Кыргызстан должен оставаться страной, выбирающей жизнь, а
24 октября 2025
Правовой анализ “Бир Дуйно Кыргызстан” о негативном опыте стран, вернувшихся к смертной казни и ее трагических последствиях для КР
“Кыргызстан должен оставаться страной, выбирающей жизнь, а не смерть”.
Команда “Бир Дуйно Кыргызстан” совместно с партнерской сетью солидарности - Международной Федерацией по правам человека (FIDH), Women Learning Partnership (WLP) и Гражданской Платформой Солидарности при ОБСЕ (CSP), обращается с глубокой тревогой высшему руководству Кыргызстана в связи с инициативами, направленными на возврат смертной казни. Мы убеждены, что такой шаг стал бы недопустимым и опасным прецедентом, противоречащим как фундаментальным принципам прав человека, так и международным обязательствам, добровольно принятым нашим государством .
Возврат к этой мере наказания стал бы прямым нарушением международных договоров, участником которых является Кыргызстан, включая Статью 6 Международного пакта о гражданских и политических правах и Второй факультативный протокол к МПГПП , направленный на полную отмену смертной казни. Такой шаг также противоречил бы обязательствам Кыргызстана в рамках Совета ООН по правам человека , Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Всеобщей декларации прав человека ООН .
Кыргызстан юридически не может вернуть смертную казнь. В 2010 году, когда Кыргызстан ратифицировал Второй факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (1989 г.) – поставил уверенную точку на «смертной казни», как высшей мере наказания, поскольку взял на себя необратимые обязательства в соответствии с данным международным договором. А именно, ст. 1 которого гласит:
«Ни одно лицо, находящееся под юрисдикцией государства — участника настоящего Протокола, не подвергается смертной казни.» (ст. 1).
Данный Протокол не содержит положения о денонсации, о выходе или проще – положений, позволяющих отказаться от своих обязательств по договору. Согласно статье 56 Венской конвенции о праве международных договоров (1969 г.), участником которого Кыргызстан является с 1997 года, если договор не предусматривает возможности выхода из договора, то государство не может его денонсировать, если только все участники не согласятся.
Однако, на сегодняшний день, ни одно государство в мире не денонсировало этот Протокол.
Более того, в соответствии со Статьёй 26 той же Венской конвенции 1969 г. «Pacta sunt servanda», каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться, а Статья 27 этой же Конвенции, не позволяет государству-участнику«ссылаться на положения своего внутреннего права как на оправдание для не выполнения международных обязательств».
Более того, в соответствии со ст. 6 Конституции Кыргызстана:
«Общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры, вступившие в силу в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, являются составной частью правовой системы Кыргызской Республики».
Таким образом, возврат смертной казни невозможен с правовой точки зрения поскольку это означало бы грубое нарушение международного права со стороны Кыргызстана, а значит и национального законодательства.
Следовательно, любые попытки пересмотра или игнорирования международных договоров, направленных на отмену смертной казни, будут противоречить основополагающим принципам международного права и подорвут правовую репутацию Кыргызстана .
С психологической точки зрения, смертная казнь не выполняет превентивной функции и не предотвращает преступления. В момент совершения тяжкого деяния человек, как правило, не осознает последствий своих действий и не думает о наказании, включая смертную казнь. Большинство таких преступлений совершаются в состоянии сильного эмоционального срыва, под воздействием алкоголя, наркотиков или психических расстройств. Лица с подобными нарушениями нередко нуждаются не в казни, а в лечении и реабилитации.
Таким образом, смертная казнь не предотвращает преступления, а лишь воспроизводит цикл насилия, подрывая веру в гуманное правосудие. Когда государство отвечает на убийство убийством, оно тем самым само становится участником насилия, которое должно предотвращать. Такое противоречие разрушает моральный авторитет правосудия и подрывает саму идею гуманного государства.
Опыт других стран убедительно показывает, что возврат или активное применение смертной казни неизбежно ведёт к ухудшению ситуации с правами человека и ослаблению верховенства закона.
● В Пакистане после отмены моратория в 2014 году начались массовые казни, зачастую выносимые с нарушениями стандартов справедливого суда. Только за февраль 2025 года зафиксировано 46 внесудебных казней (данные Amnesty International, Human Rights Watch ).
● В Египте с 2013 года массовые смертные приговоры превратились в инструмент политических репрессий, зафиксировано более 100 внесудебных казней, включая убийства заключённых.
● В Индонезии возобновление смертных казней за преступления, связанные с наркотиками, вызвало международное осуждение из-за безнаказанности и нарушений прав обвиняемых.
● В Саудовской Аравии рост числа публичных казней сопровождался усилением цензуры и преследованием правозащитников.
● В Иране массовые казни за участие в протестах и политические взгляды сопровождаются пытками и отсутствием независимых судов .
Все эти примеры показывают, что смертная казнь не укрепляет правопорядок, а наоборот — усиливает произвол, страх и насилие. Но даже в случае вышеперечисленных стран, у них не было международных обязательств касательно отмены смертной казни, поскольку они не являются участниками Второго Факультативного протокола к МПГПП.
Возврат к смертной казни опасен тем более в такой несовершенной судебной системе, как мы имеем в Кыргызстане, поскольку всегда есть вероятность судебной ошибки, а в случае с применением смертной казни, такие ошибки – не поправимы. Более того, создает риски выборочного правосудия, особенно в условиях, когда в стране по-прежнему сохраняются серьезные проблемы с фактами внесудебных казней в закрытых учреждениях, с пытками, дискриминацией, давлением на правозащитников, отсутствием эффективных механизмов обжалования и системной безнаказанностью.
По данным Национального центра по предупреждению пыток (НЦПП), за последние три года в исправительных учреждениях страны скончались 151 человек, из них 19 совершили самоубийство. Эти случаи связаны с тяжёлыми условиями содержания, отсутствием медицинской помощи и ограниченным доступом к правовой защите . Расследования таких инцидентов осложняется отсутствием прозрачности и закрытостью соответствующих ведомств. Эти факты свидетельствуют о системных нарушениях права на жизнь и человеческое достоинство, что делает любые разговоры о возвращении смертной казни морально неприемлемыми и юридически противоречивыми.
Системная безнаказанность чиновников, нарушающих права и свободы граждан, включая жертв пыток, подрывает доверие граждан к законности и восстановления справедливости, пример узника совести, известного правозащитника Азимжан Аскарова
Правозащитная организация “Бир Дуйно Кыргызстан” выражает готовность содействовать государственным органам и институтам гражданского общества в привлечении национальных и международных экспертов по вопросам гуманизации уголовного правосудия, совершенствования уголовного законодательства, а также укрепления потенциала государства в борьбе с насилием и преступностью.
Мы готовы поддержать совместные инициативы, направленные на развитие эффективных механизмов предупреждения пыток, жестокого, бесчеловечного и унижающего достоинство обращения или наказания, а также на усиление мер по борьбе с сексуальным насилием и обеспечению защиты жертв таких преступлений .
По всем вопросам просьба обращаться к команде «Бир Дуйно Кыргызстан», Исполнительному Директору Мурату Карыпову по Email: birduinokyrgyzstan@gmail.com, m.karypov@gmail.com и по тел.: +996555422222 и директору Ошского офиса Бир Дуйно Хусанбаю Салиеву: salievkhusanbay@gmail.com





