По итогам совместной встречи ПД «Бир Дуйно Кыргызстан» 21-24 августа 2020.

С 21 по 23 августа 2020 года состоялась совместная встреча членов правления, сотрудников и экспертов ПД «Бир Дуйно-Кыргызстан» по обсуждению ситуации с правами человека в КР в период пандемии корона вируса, результатов работы организации и разработки стратегии действий по основным направлениям деятельности.
Ситуация в КР: барьеры и трудности для ОГО
Участники встречи при обсуждении ситуации в КР затронули проблемы кризиса в социальной, политической, экономической сферах в период пандемии корона вируса, когда резкое падение уровня жизни населения КР повлияло на реализацию прав человека в стране.
В стране ни одна властная структура, не проявила свою волю, не предприняла необходимые действия для максимального снижения рисков, которым подверглось население страны. Предпринимаемые действия оказались совершенно недостаточными и малоэффективными, кроме того власти дистанцировались от решения многих проблем.
Большое возмущение вызвало бездействие Жогорку Кенеша КР. В самый тяжелый для всей страны период народные депутаты перед уходом на каникулы ЖК КР сфокусировались на продвижении антиконституционных законов – об НКО, о профсоюзах, «О манипуляции информацией», которые остаются угрозой для всего гражданского общества КР.
Требования прозрачности использования донорских и иных пожертвований на борьбу с коронавирусом остались без внимания. Чиновники ограничились лишь представлением отдельных данных по использованию средств, не предоставив доступ к информации для журналистов и общественности.
Участники встречи отметили, что население было вынуждено самостоятельно мобилизоваться и выживать в условиях отсутствия стратегии действия Правительства КР в период кризиса. Не были продуманы и решены вопросы продовольственной безопасности, что сильно ударило по населению, особенно по тем людям, выживавших за счет ежедневного заработка.
В период пандемии коронавируса из-за введённых ограничений значительно ухудшилась ситуация с правами человека в закрытых учреждениях. В соответствии с Положением Правительства КР и Решениями Республиканской комендатуры было запрещено передвижение граждан, в том числе адвокатов, а приказом ГСИН были запрещены посещения и мониторинги закрытых учреждений, такие запреты получили и национальные институты по правам человека: НЦПП, институт Омбудсмена. В период пандемии вопрос доступа к медицинской помощи оказался наиболее проблемным в связи с неготовностью ГСИН, сфокусировавшейся на самоизоляции, к борьбе с коронавирусом.
Несмотря на многочисленные обращения ПД «Бир Дуйно-Кыргызстан» о необходимости соблюдения принципов Н.Манделы в обращении с осужденными с особыми нуждами и о возможности альтернативных методов наказания, в СМИ сообщалось о широком распространении вируса и смертельных случаях в тюрьмах. Смерть правозащитника Азимжана Аскарова продемонстрировала жестокость и бесчеловечность системы наказания в КР.
На этом фоне усилилось ограничение права граждан на свободу слова, когда спецслужбы оказывая давление заставляли публично извиняться медиков, блогеров, журналистов и простых граждан за высказывание критики в социальных сетях.
Обострилась проблема домашнего насилия, жертвами которого становятся чаще всего дети и особенно женщины. На рабочей встрече были озвучены проблемы, с которыми столкнулись женщины в сообществах, отмечена неготовность местных органов власти и сообществ реагировать и оказывать психологическую, социальную и правовую помощь семьям, где есть жертвы домашнего насилия.
Участники встречи отметили о возросшем уровне безработицы в Кыргызстане, значительном уровне возврата трудовых мигрантов, росте количества выявленных фактов нарушений трудовых прав, отсутствии доступа к информации по ситуации в трудовом секторе. Беспокоит вопрос подготовки Правительства к осенним и зимним условиям, так как остро стоит вопрос обеспечения граждан продовольственной безопасностью, особенно в регионах и местностях, где люди, проживают в зонах рисков, как Майлуу Суу, Каджи Сай , Мин Куш, Барскоон и др.
РЕКОМЕНДАЦИИ
- Государственным органам на системной основе проводить широкие платформы встреч и диалогов с волонтерскими движениями, экспертами и лидерами НКО, для получения достоверной информации по ситуации и выработке стратегии действий для предупреждения рисков и бедствий, включая вторую волну коронавируса в осенне зимний период
- Рекомендуем создать стабилизационный фонд и стратегию действий государственных органов и ответственных структур для защиты и социальной поддержки уязвимых групп населения
- Разработать механизмы по преодолению социального неравенства, поднятия уровня медицинского обслуживания, пересмотреть доступ к образованию и повысить качество предоставляемых образовательных услуг. Более того, важно указать о необходимости создания специального стабилизационного фонда
- Обеспечить необходимым СИЗ, продуктами питаниями и медицинской помощью детские дома и дома престарелых, псих. диспансеры, закрытые учреждения.
- Оказать всемерную поддержку поднятию уровня медицинского обслуживания в регионах республики, обеспечив необходимым ФАПы и местные больницы.
- Обеспечить право на медицину в образовательных учреждениях.
- Интегрировать в образовательные программы аспекты всестороннего развития системы здравоохранения, доступа к образованию в онлайн и офлайн формате, усовершенствовать виды и способы со поддержки граждан и уязвимых групп населения.
- Усилить многостороннее взаимодействие между государственными органами КР, представителями общественных организаций и местных сообществ в целях уменьшения фактов семейного насилия, учитывая при этом важность вовлечения женщин в процессы принятия решений, ввиду возросшего социального неравенства, числа фактов семейного насилия и кражи невест для вступления в насильственный брак.
- Принять во внимание направленный Бир Дуйно список заключенных с особыми нуждами, для рассмотрения возможности их освобождения либо применения альтернативных методов наказания.
- Создать рабочие группы для проведения независимого мониторинга внешней помощи по кредитам и грантам, получаемым Правительством КР от международных доноров на борьбу с пандемией. Сформировать прозрачные и подотчетные механизмы работы госорганов перед местными сообществами особенно по вопросам распределения получаемых кредитов и грантов.
- Выработать стратегии по эффективному и своевременному реагированию на кризисы, создание льготных фискальных условий для начинающих предпринимателей малого и среднего бизнеса,
- Внедрить кардинальные методы борьбы с коррупцией на всех уровнях власти в случае возможного повторения пандемии, опубликовать заранее Антикризисный План Действий власти для общественности.
- Прекратить унижение человеческого достоинства граждан и не допускать нарушения конституционные права и свободы граждан, наказать сотрудников сецслужб и МВД КР которые незаконно вызывали граждан на допросы даже в период пандемии с целью заставить их публично извиняться за критическое мышление и опровергать оценку коррупционного поведения чиновников разных уровней.
- Обеспечить благоприятную среду и общественную безопасность.для равного участия граждан в период подготовки и проведения парламентских выборов 04 октября 2020 года.
По всем вопросам просьба обращаться по е майл birduinokyrgyzstan@gmail.com
Контактный тел +0559099015
Краткая информация об итогах совместной Рабочей встречи перед парламентскими выборами в КР:
По политической ситуации с правами человека участниками было отмечено о необходимости актуализировать вопрос имплементации решений Комитета ООН по правам человека, поднят вопрос о сложности проведения парламентских выборов в Кыргызстане в условиях возможной второй волны коронавируса. Рассмотрены аспекты ситуации со свободой мнения, а именно получение, хранение и распространение информации, неприкосновенность частной жизни, доступ к информации. Отдельное внимание было уделено инициативам, направленным на обозначение инициатив по сужению прав и свобод человека в нормотворчестве, а именно законопроектам, направленным на ограничение и дискриминацию общественных организаций. Малой группой было отмечено о продолжении случаев бесчеловечного обращения в закрытых учреждениях, бездействии и оставлении в опасности госорганами осужденных в условиях пандемии, поднят стратегически важный вопрос о необходимости детального изучения факта гибели правозащитника Азимжана Аскарова.
По экономическому блоку обозначены выявленные проблемные аспекты по ситуации в стране: рост инфляции, спад экономической деятельности, рост уровня цен, увеличение внешнего долга, необходимость повышения качества государственного регулирования цен на лекарства, медицинские препараты, товары первой необходимости. Особенное внимание уделено важности создания рабочих групп и проведения независимого мониторинга внешней помощи по кредитам и грантам, получаемым Правительством КР от международных доноров на борьбу с пандемией коронавируса, чтобы каждый гражданин страны смог получать подробную и достоверную информацию об использовании грантовых средств, предоставляемых нашему государству. В данном блоке по экономической ситуации в стране было также отмечено о возросшем уровне безработицы в Кыргызстане, значительном уровне возврата трудовых мигрантов, возросшем количестве выявленных фактов нарушений трудовых прав, отсутствии доступа к информации по ситуации в трудовом секторе. Важными рекомендациями были озвучены: необходимость проведения мониторинга, оценки, выработки стратегии по эффективному и своевременному реагированию на кризисы, создании льготных фискальных условий для начинающих предпринимателей малого и среднего бизнеса, внедрение кардинальных методов борьбы с коррупцией на всех уровнях власти, создании стратегии по организации сферы услуг (сектор общественного питания, торговые рынки и площадки) в случае возможного повторения пандемии коронавируса. Крайне важным видится сформировать прозрачные и подотчетные механизмы работы госорганов перед местными сообществами особенно по вопросам распределения получаемых кредитов и грантов.
По блоку «Социальная ситуация с позиции прав человека» участниками было отмечено о несостоятельности отдельных госорганов страны по предоставлению и соблюдению прав граждан на медицинское обслуживание, на социальную поддержку и на образование. В обозначенном направлении участники обращают внимание на отсутствие значительных положительных изменений в социальном секторе и разработали ряд рекомендаций: Интегрировать в образовательные программы аспекты всестороннего развития системы здравоохранения, доступа к образованию в онлайн и оффлайн формате, усовершенствовать виды и способы социальной поддержки граждан и уязвимых групп населения.
Отдельное внимание необходимо уделить разработке механизма по преодолению социального неравенства, поднятия уровня медицинского обслуживания, пересмотреть доступ к образованию и повысить качество предоставляемых образовательных услуг. Более того, важно указать о необходимости создания специального стабилизационного фонда ввиду возросшего социального неравенства, числа фактов семейного насилия и кражи невест для вступления в насильственный брак.
Далее участники разработали схему расширения действующей правозащитной сети «Бир Дуйно Кыргызстан» в городе Ош посредством предложения расширить уровень взаимодействия с вовлечением Адвокатуры КР, Коалиции против пыток, организации «Article 9» (общественный фонд «Голос свободы»), Рабочей группы по правам человека (РГПЧ), в состав которой входит более 20 НПО из гг.Ош и Джалал-Абад. В данном блоке участниками также было предложено в большей степени привлечь к проводимой работе жертв пыток, их семьи, независимых экспертов, НЦПП, Аппарата Омбудсмена, СМИ, журналистов, волонтеров и стажеров.
Следующими направлениями по расширения участия партнерских организаций в сетях НПО отмечаются: Глобальная сеть НПО по снижению рисков и бедствий (GNDR), предоставляющая широкий спектр возможностей по эффективному продвижению правозащитной деятельности в сфере выявления социальных, экономических и экологических рисков для местных сообществ, проживающих в потенциальных зонах риска.
Данные факторы, в случае если не обратить на них внимания могут в ближайшем будущем стать серьезными угрозами, особенно в населенных пунктах Майлы Суу, Мин Куш, Каджи Сай, там, где расположены значительные объемы отходов промышленности по добыче урана. Факторы рисков могут в значительной степени повлиять на экологическую ситуацию во всем регионе Центральной Азии и повлечь за собой масштабные угрозы для населения всех стран региона.
Отдельное внимание участников касалось вопроса имплементации и направления в адрес целевых госорганов КР разработанного Кодекса поведения Глобальной сети НПО по снижению рисков и бедствий (GNDR) для практического применения в профессиональной деятельности. Данный документ проанализирован и видится важным для адаптации среди госорганов КР в целях противодействия всем видам дискриминации и нетерпимости на фоне возросшего числа данных фактов во время пандемии коронавируса в Кыргызстане.
Кроме того, посредством использования Кодекса поведения GNDR госорганы смогут получить лучшие практики по стандартам поведения, повысить прозрачность и подотчётность своей работы перед гражданами страны, снизить системные риски по дискриминации. По результатам интеграции для госорганов Кодекса поведения GNDR в самое ближайшее время получится повысить их индивидуальную и коллективную ответственность перед населением страны, улучшить качество предоставляемых государственных услуг, исполнение функциональных обязанностей перед обществом, урегулировать спорные вопросы при выполнении госорганами своей работы, а также снизить количество фактов злоупотребления своими полномочиями.
С уважением, коллектив ПД “Бир Дуйно-КР”
Член Международной Федерации по правам человека (FIDH)
Глобальной сети НПО по снижению рисков и бедствий (GNDR)
Гражданской платформы Солидарности (CSP)
Форум Азия