Индекс запрета пыток 2022 Кыргызстан

Кыргызстан взял на себя обязательства по борьбе с пытками и жестоким обращением. Республикой были начаты реформы уголовного и уголовно-процессуального законодательства, но на практике принятые меры оказались малоэффективными. Как и в предыдущие годы, среди основных проблем правозащитники, адвокаты и эксперты указывают на отсутствие независимых и эффективных механизмов государственного реагирования на факты пыток и жестокого обращения: начиная с механизмов подачи жалобы на пытки и заканчивая проведением беспристрастных и всесторонних расследований по этим жалобам и привлечением виновных к ответственности. Проблема безнаказанности виновных в пытках остается нерешенной.
Определение пыток в Уголовном кодексе (УК КР) не соответствует статье 1 Конвенции ООН против пыток и, несмотря на 20 лет участия республики в Конвенции, пытки продолжают практиковаться.
Основные проблемы
Применение пыток и жестокого обращения:
Пытки и жестокое обращение применяются в первые часы после задержания и дальше в период следствия и суда. По данным Национального центра по предупреждению пыток КР (НЦПП) в изоляторах временного содержания органов внутренних дел (ИВС ОВД) в 2021 году содержались 7267 человек, в 2022 году – 7841 человек, в следственных изоляторах Службы исполнения наказаний при Министерстве юстиции КР (СИЗО СИН) в 2021 году содержались 1711 человек, в 2022 году – 1545 человек.
Исследование всех изоляторов (ИВС и СИЗО), проведенное Article 9 и Национальным центром по предупреждению пыток в конце 2022 года, подтвердило масштабность проблемы. В частности, 20,6 % респондентов заявили о применение к ним пыток и жестокого обращения, т.е. о пытках сообщил каждый пятый содержащийся под стражей. Результаты исследования также показали, что в большинстве случаев пытки применяются сотрудниками ОВД с целью получить признательные показания (81,6%). В качестве методов пыток в основном указывались: избиения руками и ногами, удушение целлофановым пакетом, использование электрического тока и различные методы психологического насилия, обливание холодной водой и изнасилование милицейской дубинкой.
Жалобы на применение пыток
С официальными сообщения о пытках в органы прокуратуры и Государственного комитета национальной безопасности (ГКНБ) ежегодно обращается от 150 до 200 человек, однако расследование проводится лишь в единичных случаях. В 2022 году по фактам пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания в журнале учета информации Автоматической системы Единого реестра преступлений и проступков (ЖУИ АИС ЕРП) зарегистрировано 178 заявлений, по результатам доследственной проверки по 149 материалам принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела, по 10 материалам проводиться доследственная проверка и по 19 материалам возбуждены уголовные дела. По результатам следствия 3 дела прекращены производством, 3 приостановлены, 1 соединено с другим уголовным делом, 10 направлены в суды для рассмотрения по существу и по 2 ведется следствие.
В Национальный центр по предупреждению пыток ежегодно поступает от 40 до 130 заявлений о применении пыток. В 2022 году поступило 82 заявления.
В 90% случаев выносились постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Несмотря на исчерпывающие доказательства в виде фотофиксации следов пыток, медицинских заключений, составленных в полном соответствии с принципами «Стамбульского протокола», показаний свидетелей и т.д.
Заявления о пытках подают лица, находящиеся под следствием и под стражей. Практически на каждом этапе существуют препятствия, из-за которых жалобы на пытки не доходят до стадии судебного разбирательства. Помимо этого, законодательно следователь освобожден от ответственности за неполноту проверки. В тоже время существенной проблемой является то, что заявления на пытки рассматриваются в течении длительного времени, судебные экспертизы назначаются несвоевременно, когда следы телесных повреждений уже исчезают. Результатом является прекращение дел. Цикл проверка–отказ–отмена–проверка может длиться достаточно долго, из-за чего во многих случаях безвозвратно утрачивается доказательства.
Независимость расследования
Проверки и расследования по жалобам на пытки проводятся тем же органом, который курирует расследование и выдвигает обвинение по основному делу в отношении предполагаемой жертвы пыток. Этот конфликт интересов полностью исключает принцип состязательности сторон.
УПК не предусматривает максимальный срок продления судебных разбирательств. На практике суды часто по разным причинам продлевают судебное следствие, превращая разбирательство в волокиту. Решение суда по продлению судебного следствия обжалованию не подлежит.
Отказ в проведении расследования фактов пыток осложняется еще тем, что большинство дел оканчиваются или вынесением оправдательного приговора, или освобождением от уголовной ответственности.
По данным Верховного суда КР с 2016 по 2022 года было рассмотрено только 2 уголовных дела в отношении 7 должностных лиц и по всем вынесен оправдательный приговор.
Низкая эффективность государственного механизма реагирования на пытки связана с отсутствием независимого органа расследования пыток, эффективного механизма правовой защиты, а также отсутствием независимости в расследовании. Последнее проявляется в предубеждениях следствия. В частности, если пытки совершались в отношении обвиняемых в терроризме, или в экстремизме, это обстоятельство влияет на сотрудников правоохранительных органов, расследующие пытки.
В новый Уголовный процессуальный кодекс, вступивший в силу с 1 декабря 2021 г., введен новый институт – доследственная проверка, которая является стадией досудебного производства. То есть ввели новую стадию — с момента регистрации заявления до принятия решения о возбуждении уголовного дела либо об отказе в возбуждении уголовного дела. До 2021 года любое заявление о преступлении автоматически регистрировалось, и считалось, что уголовное дело возбуждено.
На эту новую стадию отвели 10 дней, в исключительных случаях она может быть продлена до 30 дней. При этом следует учесть, что следствие проводится только после возбуждения уголовного дела, за исключением неотложных следственных действий (ст.161 УПК КР).
После введения данной нормы, большинство заявлений по пыткам дальше стадии доследственной проверки не идёт, заявителям отказывают в возбуждении уголовного дела, в основном, ссылаясь на заключение судебно-медицинской экспертизы (СМЭ). При этом, первоначальные заключения СМЭ в основном необоснованные — нередко в них утверждается, что травма не соответствует обстоятельствам применения пыток, но никакого обоснования не приводится.
Пока СМЭ (первоначальную экспертизу) проводят, срок доследственной проверки истекает. По этой причине, ссылаясь на заключение СМЭ, отказывают в возбуждении уголовного дела. А комиссионные и дополнительные экспертизы, предусмотренные уголовным процессуальным законодательством, не проводятся. Они могут быть назначены только следователем и в рамках следствия после возбуждения уголовного дела.
Жертвы пыток, в основном, являются фигурантами уголовных дел. На практике, те же предполагаемые должностные лица правоохранительных органов, причастные к совершению пыток, задействованы в расследование дела против жертвы. Соответственно, встречаются манипуляции в сторону отягчающих квалификаций того или иного обвинения против жертвы. Поэтому, по причине отсутствия процессуальной безопасности, жертвы отказываются от своих первоначальных претензий к должностным лицам правоохранительных органов.